Эрнест: Посмотрите, как часто здесь употребляются слова неожиданно, вдруг, потому что неожиданность стала совершенно новым критерием взаимодействия с бессознательным.
Здесь вы как бы наблюдаете суть этого искусства. Мы, терапевты, знакомы с работой нашего бессознательного.
Сложнее работать с наивным пациентом, который пришел к нам с улицы и ничего не знает о внутренней работе своего мозга.
На этом семинаре мы будем продумывать и проговаривать с вами различные практические аспекты этого подхода и того, как его можно внедрить в условия русской культуры. Какие, например, специфические культурологические метафоры могут помочь пациенту осознать свое состояние?
Вы, наверное, обратили внимание на то, что я сам очень редко использую метафоры, скорее стараюсь создать ситуацию, в которой клиент придумает для себя метафору.
В русской культуре есть традиция матрешки одно в другом. В западной культуре мы скорее сравнили бы это явление с луковицей, в которой очень много слоев. Может быть, для выражения той же самой идеи, той же глубины личности вы бы использовали образ матрешки?
Просто для того, чтобы получить контакт с различными уровнями своей личности и найти необходимое решение. Кроме того, вы поняли, в чем заключается общий подход, который мы с вами здесь изучаем, в чем проблема?
Я уже говорил, что лучше всего этот подход срабатывает тогда, когда пациент находится в состоянии какого то расстройства, на эмоциональном взводе, испытывает в данный момент симптом. Когда Эриксон выбирал из группы возможного клиента для демонстрации, он обычно останавливался на человеке, который смотрел на него, улыбался и, может быть, кивал головой то есть уже давал ему позитивное утверждение о том, что он готов.
Он был заинтересован в том, чтобы продемонстрировать гипнотические явления, и искал среди аудитории хорошего пациента. Ему не было равных в выборе клиента.
Меня не очень интересует подобная работа. Мне интереснее возможность поработать с кем нибудь из аудитории, кто в результате сегодняшнего упражнения оказался в состоянии неразрешенности. Я говорил вам, что этот подход имеет некую гарантию против неудачи. Безусловно, это не идеальный вариант. Поэтому я хотел спросить вас, может быть, у кого то в результате этого упражнения осталось ощущение незавершенности, неразрешенности какого то конфликта, внутренней проблемы, с которой вы хотели бы поработать индивидуально?
Естественно, я буду проводить демонстрацию при всех, но сохраняя необходимую конфиденциальность.
ДЕМОНСТРАЦИЯ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
(Участвовать в демонстрации вызвалась Света.)
Света: Моя проблема это проблема выбора, и сейчас я еще больше запуталась. В моей жизни довольно много сложностей.
Во время упражнения у меня получилось очень интересно: в самом начале рука стала писать объемные буквы на ладони.
Эрнест: Замечательно. Это идеальное состояние, чтобы демонстрировать мой подход.
Как бы Вы оценили свое состояние неразрешенности, запутанности по шкале от 1 до 10, где 10 это состояние полного смятения, а нулевая отметка это полная решительность?
Света: Примерно 7 8 баллов.
Эрнест: Отлично. Это значит, что в вас очень много энергии, которая требует выхода, а потому Вы сейчас находитесь в идеальном состоянии.
Неважно, с какой проблемой вы имеете дело, будь то боль, психосоматические заболевания, состояние неразрешенности Попытайтесь попросить пациента оценить, на каком уровне этой шкалы он находится. И если он называет достаточно высокий уровень, то это хорошее начало для вашей работы.
Конечно, я не пытаюсь никого убедить в чем то конкретном, правда? Но это действительно так: когда человек находится в подобном состоянии, на некоей высокой шкале, то именно тогда этот подход действительно полезен.
Вы хотите, чтобы я использовал ту же самую методику или желаете, чтобы я продемонстрировал нечто другое?
Света: Нечто другое.
Абсолютная конфиденциальность, никому не рассказывая, подстроиться к самому тяжелому вопросу, который Вы пытаетесь разрешить для себя.
Света: Этот баланс уходит.
Эрнест: Позвольте балансу потеряться, пусть руки показывают это сами по себе. Вот видите Позволяйте этому происходить самому по себе. Очень хорошо Вы это осознаете исключительно сами для себя. Как будто у ваших рук есть своя собственная воля.
Позволяйте этому происходить. Продолжайте обдумывать это.
Конечно, ищите теперь и это. Очень хорошо. Все происходит нормально? Очень хорошо. Пусть все продолжается так, как оно идет, само по себе.
Еще одну минуту просьба оставаться наедине с самой собой. А теперь оцените свое состояние по шкале запутанности.
Состояние запутанности как бы само по себе разрешилось? Стоит ли спросить Ваше бессознательное, готово ли оно дать ответ на этот вопрос? Если Ваше бессознательное будет готово вернуться внутрь и решить, какие следующие практические шаги необходимы для Вас, закроются ли Ваши глаза сами по себе? Поэтому, обращаясь к аудитории, я хочу сказать: вы видите, как я позволяю бессознательному пациента ответить на этот вопрос. Я задаю такие вопросы, на которые бессознательное может ответить каким то сигналом.
Очень хорошо. Я опять обращаюсь к аудитории: вы обратили внимание на то, что происходит? Света открыла глаза, но ни одна часть ее тела даже не пошевельнулась.
И это показывает, что она остается в состоянии транса. А я не сказал ни слова. Будет ли кто нибудь из вас сомневаться в том, что она продолжала внутреннюю работу даже с закрытыми глазами? Очень хорошо. Я прошу вас оставаться в этом состоянии.
Ну и как?
Обсуждение сеанса
Света: Я в будущем увидела результат: если я сделаю выбор, то это будет тот же выбор, который я бы сделала раньше.
Эрнест: Тем не менее Вы считаете, что это правильный выбор?
Света: Наверное, да.
Эрнест: Часто нам приходится принимать решения, о которых мы жалеем. Но мы принимаем решения.
Это жизнь. И для того, чтобы это делать, требуется определенное мужество.
Если я так сделаю, то я встану на другой путь, на ступеньку выше в своем развитии и в личном, и в профессиональном. Такое впечатление, что я буду не прозябать, а действительно жить.
Вы чувствуете удовлетворение от своего решения?
Света: Я не могу сказать, что на 100%. Потому что есть чувство жалости.
И все таки неизвестно, как будет. Все относительно.
Эрнест: Безусловно. Мы не можем принять наилучшее решение, исходя из того, что знаем.
Я лично чувствую удовлетворение от того, что Вы здесь проделали. Мне кажется, что Вы тоже удовлетворены?
Света: Да, легче стало.
Эрнест: Следует ли нам задать вопрос Вашему бессознательному, удовлетворено ли оно? Вы понимаете, как важно терапевту не прерывать этот процесс?
Как долго, Вы думаете, продолжалась эта работа?
Света: Приблизительно 25 минут.
Эрнест: Так оно и было. Закончим на этом или позволим задать вопросы Вам?
Можно задавать вопросы. Светлана, Вы решили свою проблему?
Света: До этого я знала, что нужно так поступить, но ресурса не было. А сейчас я поняла.
Мне было очень тяжело, но сейчас есть силы для решения проблемы.
Эрнест: Вы видите, как я помог ей получить доступ к этим ресурсам, даже не произнося этого слова. Стоит ли терапевту менять ощущения пациента?
Никогда. Потому что ощущения пациента это очень важные сигнальные системы. Кто из нас достаточно мудр, чтобы направить в другую сторону ощущения пациента?
Мне хотелось бы знать, что именно Вы чувствовали во время Вашей внутренней работы?
Света: Это были ощущения и картинки. А картинки я определяю по ощущениям.
Я руками чувствовала: вот это уходит от меня, это уходит, а вот это остается.
Эрнест: Вы слышали, чтобы я предлагал ей рассматривать какие то визуальные образы? Никогда. Конечно, интересно впоследствии задать такие вопросы и посмотреть, какие модальности были задействованы в этой работе.
А представьте себе, что я даю ей указание что то увидеть, а она мне отвечает: Ой, извините, доктор, мне это так сложно, я не могу, я не умею. Существуют целые направления, целые школы, которые как бы предписывают зрительные образы. Таков их способ излечения.
И есть достаточно исследований, которые подтверждают, что это действительно полезный этап. В этом тоже должно быть какое то рациональное зерно. Многие используют зрительные образы для разрешения своих проблем. Но я не решаюсь сказать пациенту, что он должен делать и испытывать, в надежде на то, что он не смутится и не скажет: Доктор, я этого не умею.
Мне интересно узнать вот что. Когда вам сказали Постарайтесь продумать это, у вас это как нибудь осталось?..