Метафоры со множественными вкраплениями


Метафоры
В Главе 4 мы обсуждали языковые гипнотические паттерны Милтоновской модели, которые Эриксон разработал для использования разрешительного недирективного стиля погружения в транс. Мы узнали, что ключевой принцип, лежащий в основе Милтоновской модели, заключается в следующем: двусмысленность любой репрезентативной системы вызывает транс.
Практикуя многие годы, Эриксон обнаружил, что он может ввести клиента в транс без какой-либо формальной процедуры, просто рассказывая истории, которые вызовут любопытство Подсознания клиента, и тем самым откроют канал для прямого диалога с Подсознанием. Эти истории называются метафорами.
В этой главе вы прочтете примеры метафор. Во многих местах они будут включать слова, выделенные курсивом. Курсив - это не для ударения, а чтобы привлечь ваше внимание к словам и фразам, которые являются примерами паттернов Милтоновской модели из Главы 4 или Эриксоновских техник, таких, как вкрапленные команды, из Главы 9. Поля в этой главе будут давать ссылки на петли.

Мы обсудим петли позже в этой главе.
Метафоры со множественными вкраплениями
Открытая Петля № 1
Эриксону понадобилось много времени, чтобы разработать способы плавно подвести клиента к взаимодействию с его Подсознанием. Подумайте об этом минутку. Он практиковал гипноз каждый день с 1920 до своей смерти в 1980 году. И в течение этих 60 лет он часто принимал по 14 клиентов в день, иногда 7 дней в неделю.

Как я полагаю, если вы будете также делать, вы тоже будете хорошо разбираться в гипнозе. Через некоторое время вы поймёте, что делать. Эриксон говорил: Мне потребовалось много времени, чтобы понять это, но как только я это понял, качество моей работы стало значительно лучше. Мне стало гораздо легче вызвать транс у своих клиентов. И я понял: самое главное, что должно происходить в гипнозе - это использование (утилизация).

Нам нужно понять и использовать уже существующее, то, что клиент привносит в гипноз. Он также говорил: Хотя в начале своей профессиональной деятельности я говорил клиенту, что ему надо делать, давал инструкцию: Погружайтесь в транс, теперь я больше не говорю такого. Он продолжал: Одна из вещей, которые на раннем этапе я узнал в процессе изучения того, как общаться с Подсознанием, было вот что: я просто садился за пишущую машинку, и печатал 30 страниц заметок.

Представьте себе это. Через один интервал, узкие поля, машинописные страницы, все те вещи, которые я мог сказать пациенту о том, как легко войти в транс. Он продолжал: И, по мере того, как я продолжал практиковать, и по мере того, как возрастал мой опыт, я смог сократить записи до 25 страниц, потом до 20, потом 15, потом 10, а потом 9 страниц, 8 страниц, а потом 7, потом 6, потом 5, и 4, и 3, затем 2, и затем 1. А потом, - он продолжал, - я смог со-
Метафоры
кратить их до одного абзаца, а потом до одного предложения, а потом я понял, что мне не надо использовать слова совсем. Что я понял, так это то, что, используя естественно возникающие состояния клиента, я могу начать ассистировать клиенту в погружении в глубокий транс.
Таким образом, что действительно важно, пока мы обсуждаем Эриксоновский гипноз, - это способность смотреть на человека и видеть, в каком он находится состоянии... и предчувствовать то, что он собирается сделать до того, как он сам это осознал. Это и есть Использование, как мы уже обсуждали в Главе 5. Использование зависит от вашей способности обращать внимание на детали.
Открытая Петля № 2
И если бы я мог сделать вам подарок, я бы подарил вам любопытство. Я не знаю, помните ли вы то время, когда вы были ребенком, но когда я был ребенком, мой папа любил обычно прятать рождественские подарки в гардеробную комнату в своей спальне. А я всегда хотел знать, что там было. А вы?

Поэтому я ждал... Я вырос в городе Сиракьюз, где много снега, и, когда мои родители выходили, чтобы почистить от снега выездную дорогу, я бежал в отцовскую спальню, рядом с гардеробной, и вскарабкивался на стул. Я выглядывал в окно, чтобы посмотреть, как там у них дела с чисткой снега. Потом я бежал в гардеробную и хватал самый большой подарок.



А что вы сначала делаете с коробкой, в которой подарок? Трясёте её... Потому что вы хотите узнать, а что там внутри.

Потом вы смотрите на обертку. По обёртке вы можете много чего сказать, правда? Да, можете.

И вы смотрите, что еще можно узнать. Например, тяжелая ли коробка, тонкая ли обертка? Из какого она магазина?

Через какое-то время вы замечаете, что в некоторых местах обертка достаточно тонкая, чтобы видеть сквозь нее. И, если вы на самом деле чувствуете, что имеете право, и если вы чувствуете, что у вас
есть достаточно времени, вы можете даже чуть-чуть отогнуть краешек обертки, осторожно, надеясь не порвать ее. Вы сделали это, я знаю, что сделали... надеясь не порвать оберточную бумагу. И затем вы смотрите внутрь.

Если бы я мог сделать вам подарок, я бы подарил вам такое любопытство, любопытство по поводу того, а что там делается в мире, такое, что вы смотрите на клиента, такое, что вы обращаете внимание на каждую деталь.


Открытая Петля № 3
Эриксон рассказывает удивительную историю, которая записана в книге Мой голос пойдет с тобой (My Voice Will Go With You) Сидни Розена (Sidney Rosen). Один из студентов Эриксона, назовём его Джон, был так восхищен и очарован гипнозом, что захотел выучить о нём всё, что есть. Эриксон посоветовал Джону обращать пристальное внимание, быть очень внимательным к людям вокруг него.

Джон учился в институте, и однажды профессор спросил его: Джон, как ты собираешься выполнить тест? А Джон ответил: Я напишу его очень хорошо, профессор, потому что у вас только 10 вопросов, и они такие... И Джон перечислил названия всех десяти вопросов. Профессор, который был в шоке, сказал: Джон, ты явно залезал в мой стол, потому что ты не только знаешь названия вопросов, но ты также знаешь, в каком порядке они расположены. Мы идем к декану.

Он отвел Джона к декану, и декан спросил: Джон, ты сжульничал? А Джон ответил: Нет, и я могу это доказать. Пожалуйста, пошлите кого-нибудь в мою комнату, чтобы принести мою тетрадь. И они послали другого студента в комнату Джона, чтобы тот принес его тетрадь.

Когда студент принес ее, они открыли тетрадь и увидели, что конспекты Джона были чрезвычайно хорошими. Около каких-то записей он поставил одну звёздочку, а около других он поставил 2 звездочки, а около каких-то поставил 3, а около каких-то - 4... или 5, а около других - 6, но только около некоторых Джон
Метафоры
поставил 7 звездочек, и они не были расставлены по порядку 1, 2, 3, 4, 5. Нет-нет. Первая была 6, вторая была 1, третья была 4 и так далее. И Джон сказал: Вы знаете, многое можно сказать, если обращать пристальное внимание на то, что профессор говорит, потому что у всех преподавателей есть свои собственные идеи по поводу того, что они любят, и что они не любят.

И еще он сказал: Все, что я делал, это обращал пристальное внимание на профессора, и внимательно слушал тон его голоса, и смотрел на него. Вы знаете, Эриксон считал Джона одним из лучших своих студентов. С тех пор он всегда советовал студентам обращать внимание на вещи, на которые они обычно не обращали внимания-вещи, которые люди говорят и делают.

Он знал, что, обращая на это внимание, они могут начать включать силу Подсознания своих клиентов.
Открытая Петля № 4
Один из самых впечатляющих примеров силы Подсознания содержится в книге Психобиология излечения системы, сознание/тело (The Psychobiology of Mind/Body Healing), где Эрнст Росси пишет о случае, который был опубликован в Журнале Американской Медицинской Ассоциации (Journal of The American Medical Association). Господин Райт страдал раком лёгких. Это было в 1950-х годах, когда был изобретен препарат Кребиозен (Krebiozen).

К этому времени г-н Райт уже некоторое время был болен раком и был уверен, что будет найден препарат, который излечит его, и он, наконец, будет исцелен. Он был уже на искусственном дыхании, и, по мнению врачей, ему осталось жить около трех месяцев. Так случилось, что больницу, в которой лежал г-н Райт, выбрали для проведения первого этапа испытаний Кре-биозена.

Врач решил использовать г-на Райта как одного из тестируемых пациентов, хотя он и не очень подходил по критериям, необходимым для участия в испытании препарата. Первый раз г-ну Райту дали Кребиозен в пятницу. Его лечащий врач отправился на выходные,
предварительно оставив медсестрам инструкции о том, как давать лекарство.
Вернувшись в понедельник, доктор был изумлён, когда обнаружил г-на Райта, разгуливавшего по раковому отделению и рассказывавшего другим пациентам о чудесах Кребиозена. По понятным причинам воодушевленный, доктор немедленно обследовал г-на Райта и нашел у него существенное улучшение. Затем он поспешил обследовать других пациентов отделения, которые также получили Кребиозен; у них врач не нашел совершенно никаких изменений.
Г-н Райт продолжал делать инъекции лекарства. После одного-двух месяцев он выздоровел достаточно, чтобы выписаться из больницы. Он вернулся к своему увлечению, а именно к пилотированию своего личного самолета, который не был оборудован системой герметизации.

Так как он летал на высоте 12 000 футов , его доктор решил, что у г-на Райта рак легких прошел.



Содержание раздела