Заканчивая рассказ о теории уличного и цыганского гипноза, который зародился когда-то на древневосточных базарах и дожил до наших дней, я хотел бы коротко изложить взгляды на феномен гипноза крупнейшего современного специалиста в этой области, заведующего кафедрой психотерапии Санкт-Петербургской Медицинской Академии последипломного образования, профессора Виктора Анатольевича Ташлыкова. В. А. считает, что современную гипнотерапию следует разделить на две школы:
I) классическую, традиционную, и 2) неклассическую, нетрадиционную. Классическая модель - это древний набор техники и средств, из кеторых современный профессиональный гипнотизер делает выбор в соответствии с особенностями своей личности и взглядами на гипноз. Представители классической школы, особенно восточной, внимательно изучают опыт Запада, но не считают его полностью приемлемым из-за нередко низкой, на их взгляд, эффективности. Тем не менее, на Западе также есть своя традиция классического гипноза, представленная исследованиями Парацельса, Месмера, Пюисегюра, Брэйда, Шар-ко, Берггейма, Льебо, Куэ, Бехтерева, Токарского, Данилевского, Павлова, Платонова, Фрейда, Юнга, Шульца, Шертока, Гро-фа, Лилли, Рожнова, Буля, Слободяника, Кандыбы и др.
Наиболее доступно для ознакомления взгляды западной классической школы представлены в работах Леона Шертока (Франция) и Йогана Шулыда (Германия).
В Восточной классической школе наиболее простыми и доступными являются работы Вивеканаи-ды (Индия) и Виктора Кандыбы (г. Киев),
В классическом гипнозе следует различать три психотехнических направления:
I) жесткое (императивное) или отцовский гипноз;
2) мягкое (уговаривающее) или материнский гипноз и
3) сложное, мзнипулятивное (с воздействием на подсознание различными методами).
Классический гипноз - это прямая и короткая дорога к бессознательному, в отличие от других, неклассических методов - психоанализа и НЛП. В современной гипнологии продолжаются споры о сути феномена гипноза, так как некоторые представители нетрадиционной школы Эриксон, Гриндер, Бэндлер, Спаркс, Цветков, Горин и др.) предлагают считать гипнозом все измененные состояния сознания, которые могут возникать в бодрствующем состоянии и сопровождаться некоторыми гипнотическими феноменами - амнезией, регрессией возраста, искажением восприятия времени, каталепсией, положительными и отрицательными галлюцинациями и т. д. Часть ученых (В.
М. Канды-ба, К. Станиславский, В. Авдеев, А. Игнатенко, А. Довженко, Г. Лозанов и др.) вообще отрицают существование гипноза как особого неестественного состояния сознания, ссылаясь при этом на возможность раппорта и естественной суггестии в обычном состоянии сознания, при этом В. М. Кандыба предложил назвать эту биологически естественную реакцию человека - СК или активный транс.
К. Станиславский назвал это перевоплощением, В. Авдеев назвал эти состояния имаго; А. Игнатенко предложил назвать этот процесс психоэнергосуггес-тией; Г. Лозанов суггестией, А. Довженко .кодированием. Эти ученые обращают внимание, что раппорт присущ не только глубоким дремотным состояниям с неподвижной позой и закрытыми глазами, но и обычным естественным состояниям челове-а как обычная биологически обусловленная реакция, которая наблюдается даже у обезьян (наблюдения Н. П. Бехтеревой). |Н.
П. Бехтерева обратила внимание, что если поместить 10- (20 обезьян в одну клетку, то вскоре все они начинают жестко подчиняться лидеру, причем лидер не обязательно самая сильная особь.
Феномен биологической связи, сходный с человеческим раппортом, биологи наблюдают и в стадах различных животных или птиц, когда даже без звукового сигнала тревога и предчувствие опасности у одной особи мгновенно передается всему стаду или всей стае и происходит безусловное автоматическое следование за своим лидером.
В.А. обращает внимание на тот факт, что электроэнцефалограмма бодрствующего состояния сознания у человека очень схожа и может совпадать с ЭЭГ человека в состоянии гипнотического сомнамбулизма. Более того, В.А. обращает внимание на то, что гипноз нельзя считать и искусственным сном, так как это не подтверждают электроэнцефалограммы.
Итак, исследования нейрофизиологической природы сознания человека и феномена гипноза продолжаются, но уже сейчас все ученые сходятся в одном, что гипноз, как особое состояние измененного сознания, должен обязательно сопровождаться наличием четко выраженного раппорта, что и делает транс гипнозом.
В, А. считает, что техника императивного (отцовского) гипноза в виде команды Спать! (резкого приказа, вызывающего мгновенный гипноз) целесообразна только в отношении лиц, повышенно-гипнабельных, ориентированных на такое поведение, с определенной установкой и наличием стереотипов такого типа гипнотической реактивности.
Исследуя природу гипнабельности человека, некоторые ученые (3. Фрейд и др.) связывают ее с бессознательными половыми инстинктами человека (трансфером), поэтому указывают на огромную и возможно определяющую роль именно регрессивных отношений, которые складываются между врачом и пациентом, особенно таких параметров этих отношений, как вера, доверие и симпатия.
Говоря о различных вариантах классической техники гипноза, следует обязательно помнить о системе Станиславского, который считал образную игру и проникновение в внутренний мир человека важнейшими факторами гипнотического перевоплощения как самостоятельного, так и с помощью партнера и игры.
В. А. настаивает на необходимости строгой индивидуализации психотехники гипноза, как это было, например, в методе подстройки Фогта и методе Кречмера, которые соответственно называются фракционный гипноз или ступенчатый гипноз. Это направление классического гипноза построено на учете умения гипнотизера подстроиться к реакциям и поведению конкретного человека и в этом случае подсознательное сопротивление пациента снижается.
Сложная психотехника в классическом гипнозе - это одновременное комплексное применение различных гипногенных факторов, например: фиксация взгляда на блестящем предмете; использование слов, вызывающих состояние сна; вербализация появившихся признаков сна (следует внимательно наблюдать за реакциями пациента); внушение снижения чувствительности к помехам, посторонним шумам и т. д.; включение в суггестивный текст неожиданных факторов, например: Вы слышите появившийся колокольный звон и это еще больше помогает вам отвлечься от своих мыслей и засыпать... и т. д.; использование пассов; месмерские групповые приемы (пациенты держатся за руки или касаются друг друга чем-либо; использование специальной гипнотической интонации с использованием ритма и подчеркиванием слов для расщепления сознания (ловушки для сознания) и действие на подсознание; неожиданное включение гипнотической интонации в обычную речь и т. д.
В. А. отмечает, что в классическом гипнозе у пациента могут возникать обратные реакции, например, вместо вызываемого тепла появляется холод и т. д., как выражение бессознательного сопротивления вследствие страха или нежелания подчиняться.
Что касается неклассических моделей индукции гипноза в бодрствующем состоянии, то это прежде всего знаменитые методики сенсорной изоляции американского психолога Д. Лилли, метода речевых стратегий М. Эриксона, дыхательных упражнений Бутейко и Стрельниковой, ЛСД-методов С. Гроф-фа, суггестивных методов Г. Лозанова, восточных методов йоготерапии и цигунтерапии и др.
Наиболее интересным является новое психологическое направление, представленное учениками Эриксона Гриндером, Бэндлером и др.
В этой школе гипнотизер максимально подстраивается к реакциям пациента и, усиляя их, незаметно вводит пациента особым образом построенной беседой в гипнотический транс.
В этом методе выделяют следующие элементы:
1) Соединение - например, вы смотрите в точку и все больше и больше расслабляетесь. Здесь важна роль союза И, который и осуществляет присоединение, то есть устанавливает зависимость реакций пациента от слов врача.
В гипнологии это называется раппортом.
2) Обнаружение у пациента наступающей реакции или желания и опережение реакции словами врача с одновременным внушением дальнейшего покоя и сна.
3) Учет ритма дыхания пациента - например, для комфорта на бессознательном уровне следует синхронизировать дыхание врача и пациента. Синхронизация дыхания устанавливает автоматически раппорт, который можно усилить синхронизацией и соглашательством по всем другим информационным каналам - голосу, интонации, жестам, высказываемым в беседе идеям и т. д.
4) Диссоциация сознания и подсознания. Например, врач говорит: Пока вы своим сознанием сомневаетесь в вашей способности к погружению, а тем временем ваше подсознание все больше и больше успокаивает ваш мозг и вы расслабляетесь и засыпаете....
5) Левитация руки или погружение в гипноз через автоматические бессознательные (идеомоторные) движения. Например, известная техника о том, что пальцы зашевелились и стали подниматься вверх.
6) Использование счета для вызывания сонливости и сна после возникновения левитации руки.
Ко всему вышесказанному В.А. добавляет, что выделять неклассическую технику в самостоятельное направление пока нет оснований, поэтому клинические гипнотерапевты продолжают свою практику на основе классической школы, как более эффективной и надежной на настоящий момент, хотя, безусловно, в неклассических психотехниках содержится очень много полезного, что следует обязательно включать в клиническую практику классического гипноза.Цыганское кодирование
При условии достаточной глубины транса уличные гипнотизеры после того, как сценарий отработан и они добились своего, кодируют свои жертвы на забывание (амнезию) всего происшедшего. Например, если цыганка забрала у жертвы кольцо и цепочку, то она обязательно произнесет перед расставанием фразу: Ты меня не знаешь и никогда не видела!
Эти вещи - кольцо и цепочка - чужие! Ты их никогда не видела!
После этого цыганка уходит и даже, если кто-то ее остановит, например, миллмионер, то пострадавшая говорит, что видит эту цыганку первый раз в жизни, никогда раньше ее не видела, не разговаривала, а эти вещи - кольцо и цепочка чужие, и у нее нет никаких претензий ни к кому, а тем более к этой неизвестной цыганке.
Если гипноз был не очень глубоким, то очарование проходит уже через 2-3 минуты после ухода цыганки, но если гипноз был достаточно глубоким, то код срабатывает на многие годы, а иногда и на всю жизнь.