Между состоянием сна и бодрствования существует целая гамма переходов.
Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения - различной. Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, в то время как другие (даже более сильные) раздражители могут не оказать заметного влияния.
Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют "сторожевые пункты". Через него спящий может поддерживать контакт-раппорт с внешним миром.
Естественно, что сон со "сторожевым пунктом" будет частичным. Поскольку явление раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них подробнее.
Явление раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными.
В связи с этим способность к сохранению "сторожевого пункта" во время сна, возникающая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора.
В.Н. Сперанский следующим образом объяснил прохождение раппорта: "Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т.п., в зависимости от характера сигнала.
Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожевым животным и стадом поддерживается раппорт.
Если бы его не было, стадо погибло бы".
Интересное наблюдение проводит Л.А. Орбели: "Головоногий молюск-осминог обладает сменой сна и бодрствования.
Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если прикоснуться к дежурной ноге, то он просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию". Очевидно, во время сна моллюска сохраняется "сторожевой пункт", через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром.
Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук в соседней комнате. Однако достаточно появиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, и она сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако, услышав сигнал тревоги, поданный часовым, тут же просыпается. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный гул машины, мельник - если остановится мельница и перестанет доноситься стук мельничных колес.
Во всех этих случаях во время естественного сна срабатывает "сторожевой пункт", через который поддерживается раппорт со стороны определенного раздражителя. "Пункт" этот, по существу, является сложной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или частичное пробуждение.
Как было показано исследованиями А.М. Свядоща, "сторожевой пункт" во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться.
Особенно если при этом произносить фразы: "Спите спокойно, не просыпайтесь. Слушайте и запоминайте слова. Наутро будете все помнить".
Или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь, не просыпаясь. Можно образовать "сторожевой пункт" и при помощи других приемов, например, путем предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне.
Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается. Обследуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая воспринимается ими как мысли, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.
Эффект от внушения во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе.
Дети иногда разговаривают во время сна, в это время с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии редко удаются.
В общем, установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно, но возможно.
Для внушения во время естественного сна необходимо сесть у изголовья спящего. Можно прикоснуться к его пальцу и слегка удерживать его так, чтобы не разбудить спящего, или положить свою руку ему на лоб (при этом глубина сонного торможения у спящего уменьшается).
Далее в течение 2-3 мин тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова: "Спите глубже, спите глубже".
До их производства целесообразно сказать спящему: "Мой голос вас не будит, не пробуждает. Спите все глубже, глубже, глубже".
Если при попытке установления раппорта спящий проснется, нужно попросить его закрыть глаза и провести гипнотизацию, которая будет описана ниже. Просить открыть глаза и фиксировать взглядом какой-либо предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным.
Если проснувшийся человек испугается, это полностью разбудит его, и он насторожится. Ориентировочная реакция проснувшееся и его недоумение по поводу происходящего вокруг него, ваши слова, заставляющие заснуть или расслабиться, делают погружение в гипнотический сон затруднительным у взрослых людей. Для этого предварительно днем или во время гипнотического сна пациенту внушают: "Сегодня ночью вы будете слышать мой голос. Сегодня ночью вы будете хорошо слышать то, что я вам скажу. Мой голос не вызовет у вас удивления и настороженности.
Вы будете хорошо слышать мой голос, не просыпаясь".
Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения.
Для этого испытуемому предлагается сесть или лечь в удобной позе и несколько раз повторить слова: "Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь".
Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.
Можно несколько модифицировать описанный выше метод. Пациенту днем разъясняют лечение внушением во время сна.
Текст внушения можно записать на магнитофонную ленту. Можно поставить магнитофон или динамик недалеко от изголовья испытуемого и включить, когда он уже дремлет или заснул.
После окончания сеанса магнитофон отключается автоматически либо лицом, проводящим внушение.
Внушение делается ночью в течение первых 15-45 мин сна и далее под утро за 1 -2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (не рекомендуется садиться на постель). Далее тихим голосом произносят слова: "Спите глубже, глубже. Мой голос вас не пробуждает, вы спите все глубже, глубже.
Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Спите спокойно!
Ваш сон тщательно оберегается и охраняется".
Далее следует формула внушения, например: "Сейчас все ваше внимание приковывается к тому, что я говорю. Ваши руки стали словно пуховыми, воздушными.
Их тянет вверх".
В этот момент слегка дотрагиваются до рук спящего, словно подталкивая. Удостоверившись в том, что раппорт установлен, вы можете поставить или посадить его на кровать и даже попытаться с ним вступить в разговор.
Это проще сделать во время бормотания ночью или сноговорения.
Например, ребенку с ночным недержанием мочи (энурез) говорят: "Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Ты хорошо чувствуешь свой мочевой пузырь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая.
Если тебе захочется в туалет, ты проснешься, сядешь на горшок или пойдешь в туалет. Ты больше не будешь бояться темноты и страшных сказочных героев.
С сегодняшнего дня, с этой минуты ты становишься храбрым, сильным, смелым".
Эти слова можно повторять много раз. В этот момент можно поднять ребенка и медленно довести до туалета или посадить на горшок, но при этом производить внушения, комментирующие еш действия, руководящие его поведением. Например: "Сейчас ты встанешь. Я возьму тебя за руку.
Не открывая глаз, ты дойдешь до туалета".
Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое ночью ребенок забывает.
Этот прием можно рекомендовать проводить самим родителям.