Бог не приходит и не уходит.


    Во всех классических учебниках по неврологии описывается феномен трубчатого зрения. При повреждении затылочной доли головного мозга (области, где происходит анализ всех зрительных образов, а если точнее, передней части поля 17) остается лишь телескопическое, или трубчатое, поле зрения.

Этот механизм патологически суженного сознания может объяснить понятие, предлагаемое экстрасенсами как "выход в астрал" и др.
    Для сравнения нужно привести другую точку зрения. В теологической литературе такие состояния описываются иначе. Д.С.

Мережковский в трилогии "Христос и антихрист" (1990) писал: "...Надо, чтобы все умолкло в душе, все небесные и земные голоса. Тогда мы услышим Его. Пока сияет разум и, как полуденное солнце, озаряет душу, мы остаемся сами в себе, не видим Бога. Но когда разум склоняется к закату, надушу нисходит восторг, как ночная роса. Злые не могут чувствовать восторга; только мудрый делается лирой, которая вся дрожит и звучит под рукой Бога.

Откуда этот свет, озаряющий душу? - Не знаю. Он приходит внезапно, когда не ждешь; его нельзя искать. Бог недалеко от нас, надо приготовиться; надо быть спокойным и ждать, как ждут глаза, чтобы солнце взошло - устремилось, по выражению поэта, из темного Океана. Бог не приходит и не уходит. Он только является.

Вот Он. Он отрицание мира, отрицание всего, что есть.

Он - ничто. Он - все.
    Душа человека во время сна старается вспомнить Бога, но не может, отягощенная материей. Она созерцает Его смутно и дремотно. Все миры, все звезды, и море, и земля, и животные, и люди, все это - сны природы о Боге.

То, что она созерцает, как, как рождается и умирает. Она создает одним созерцанием, как бывает во сне; создает легко, не зная усилия, ни преграды. Вот почему так прекрасны и вольны ее создания, так бесцельны и божественны.

Игра сновидений природы - подобна игре облаков. Без начала, без конца.

Кроме созерцания в мире нет ничего.
    - Чему уподоблю мир, все эти звезды, солнце? Сети уподоблю их, закинутой в море. Бог объемлет вселенную, как вода объемлет сети, сеть движется, но не может остановить воду; мир хочет и не может уловить Бога.

Сеть движется, но Бог спокоен, как воздух, в который закинута сеть.
    Если бы мир не двигался, Бог не создавал бы ничего, не вышел бы из покоя, ибо зачем и куда ему стремиться?
    Там, в царстве вечных Материй; в море мировой Души, таятся семена Идеи - Формы всего, что есть74 и было, и будет.
    Кто же Он? Кто Он? Зачем Он не отвечает, когда мы зовем Его? Как его имя? Я хочу знать Его, слышать и видеть!

Зачем Он бежит от моей мысли? Где Он?
    Ему нет имени: Он таков, что мы умеем сказать лишь то, чем Он не Должен быть, а то, что Он есть, мы не Знаем. Создавший все, сам Он - ничто из всего, что создал.

Когда ты говоришь: Его нет, ты воздаешь Ему не меньшую хвалу, чем если молвишь: Он есть. О нем ничего нельзя утверждать; ничего - ни бытия, ни сущности, ни жизни, ибо Он выше всякого бытия, выше всякой жизни.
    Отрекись от сущего, от всего, что есть - и там, в бездне бездн, в глубине несказанного мрака, подобного свету, ты найдешь Его. Отдай Ему и друга, и родных, и отчизну, и небо, и землю, и себя самого, и свой разум.

Тогда ты уже не увидишь света, ты сам будешь свет. Ты не скажешь: Он и Я, ты чувствуешь, что Он и ты - одно, и душа твоя посмеется над собственным телом, как над призраком "
    Таблицу суженного и расширенного сознания можно использовать специалистам для оценки сознания при его изменении. В реанимационных отделениях всегда встает вопрос - каким образом восстанавливать функции того или иного органа. В настоящее время уже не секрет: если у пациента отсутствует самостоятельное дыхание, то применяют аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Если оперируют на открытом сердце, то используют аппарат искусственного кровообращения (АИК). Если не функционируют почки, то используют аппарат гемодиализа и гемодсорбции ("искусственная почка"). Тем самым врачи научились моделировать функции внутренних органов.





Используя эту таблицу, так же можно моделировать психику. Система моделирования при выходе из комы должна строиться из многоступенчатых действий: нейропсихологическая реабилитация + восстановительное лечение, психологическая реабилитация + психофармакотерапия, психотерапия и психокоррекция.
    В предыдущих главах высказывалась мысль, что гипноз - это определенное состояние сознания, не являющееся ни бодрствованием, ни сном; поэтому в этой главе хотелось остановиться сначала на различных видах сознания, а потом осветить вопрос о специфической форме сознания, которая классифицируется как гипнотическое состояние.
    Бодрствование обусловлено способностью уловить все явления в окружающей среде, понять их значение (включить их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители. Бодрствование - это поведенческое проявление активности нервной системы, ее функционального состояния в условиях реализации индивидуумом той или иной деятельности. В цикле "бодрствование - сон" различают следующие уровни бодрствования: крайний уровень напряжения; активное бодрствование, пассивное бодрствование (покой, расслабленное состояние), просоночное состояние, дремота, которая со снижением уровня активности нервной системы переходит в сон. Ясность сознания определяется тем, что мы убеждаемся в аутопсихической ориентации (как человек ориентируется по отношению к себе самому, к своей психической жизни) и в аллопсихической "ориентации (как человек ориентируется по отношению к внешней среде).

Раздражителем является слово, на которое мы ждем ответа. Ответ такого рода можно получить от человека, находящегося в состоянии сонливости (сомнолентности) и сопора, но не в состоянии комы.
    Два американских исследователя - Джералд Вогел и Дэвид Фулкес - провели детальное исследование изменений в психическом состоянии человека при засыпании. Оказалось возможным выделить различные фазы. Первый шаг - это потеря контроля над потоком мыслей.

В состоянии бодрствования человек думает, направляет свои мысли в желательном направлении. При засыпании мысли начинают блуждать и разбредаться. Если испытуемого пробуждают через некоторое время после начала засыпания, то отмечается потеря ориентации во времени и пространстве.

Он уже не сознает, что лежит в кровати и что сейчас одиннадцать часов вечера. По мере дальнейшего развития сна появляются первые истинные картины сновидений, и спящий более не осознает, что они уже не соответствуют окружающей реальности.

Отчеты о сновидениях в этой фазе засыпания напоминают отчеты из парадоксального сна до такой степени, что различить их становится невозможно.
    Таким образом, переживание сновидений никоим образом не ограничено парадоксальным сном, но также возникает и при засыпании, пробуждении и в медленном сне. Можно сделать дальнейший шаг и поставить вопрос о том, почему бы психическим процессам, напоминающим сновидения, не возникать также и при бодрствовании? Если днем сидеть или лежать расслаблен и км и с закрытыми глазами,
то мысли также начинают разбредаться. Можно так погрузиться в фантазии, что забудешь, где находишься. Имеются явные указания на то, что дневные и ночные грезы сходны как по характеру, так и по содержанию.

Похоже, что состояния сновидений и сознательного мышления в бодрствовании не столь уж отличны друг от друга. В бодрствовании такое психическое состояние может способствовать творческому или художественному воображению.
    Сон - это периодическое функциональное состояние со специфическими поведенческими проявлениями, характеризующимися отсутствием целенаправленной деятельности, значительной обездвиженностью от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне наблюдается угнетение осознаваемой психической активности.

В ФБС человек может видеть сновидения или попросту сны. Бертран Рассел мог даже читать во сне целые страницы книги, которую он должен был написать.
    Несомненно, что одним из величайших достижений Фрейда было это постоянное и убедительное подчеркивание глубинного смысла сновидений. Сновидения являются не просто тенями, как говорил Гамлет, но скорее "посланиями к кому-то". Они изложены метафорическим языком, в котором правила совсем другие, чем в обычном языке.

Каждый элемент в сновидении связан с множеством других мыслеи и идей. Связи между ними могут быть выявлены различными путями; один из наиболее важных - это методика известная под названием "свободные ассоциации", когда субъект должен следовать своим мыслям как можно более свободно и тщательно пересказывать, что возникает у него в сознании в связи с каждым отдельным элементом сновидения. Процесс, лежащий в основе сновидения, названный Фрейдом "работа сна", начинается с переплетения и конденсации очень разнородных идей и впечатлений в единую картину. Кроме конденсации, сновидения возникают также в результате "вытеснения" мыслей, т.е. их перемещения в инородный и явно бессмысленный контекст.

Фрейд считал, что такой процесс служит для маскировки слишком "больных" мыслей, которые несут большую эмоциональную нагрузку, чтобы быть "включенными" в сновидения.



Содержание раздела