"Не собираетесь ли вы попытаться загипнотизировать меня?" Я рассмеялся, наклонился вправо и стал смотреть на него. Б. немедленно "застыл" и тоже стал смотреть неподвижно. Затем я сел прямо и Б., мигнув несколько раз, сказал: "Эй, похоже вы все время гипнотизируете меня?" "Можно сказать и так,- ответил я, одновременно медленно кивая головой "да",- хотя, такой вещи как гипноз не существует". Затем я наклонился вправо и стал двигать губами, как будто говорю.
Однако, не издавая ни звука, Б. снова "застыл", его глаза остекленели, тело обмякло. Очень мягко я сказал: "Нет еще. Следующая неделя будет достаточно скоро". Затем я сел в кресле прямо. Б. мигнул несколько раз и сказал: "О-о, это было странно.
Я знаю, что вы загипнотизировали меня, только не знаю как". На этом мы закончили второй сеанс.
Третий сеанс.
Б. пришел ко мне в кабинет и сел с выражением ожидания на лице. (Можно сказать, что он изменяет свое состояние, готовясь к изменению состояния). Я спросил его, не случилось ли с ним чего-нибудь интересного за последнюю неделю. Он ответил: "Да, немного.
Я стал больше смеяться и чувствую себя более свободным в движениях. Мой персонал говорит, что я выгляжу намного спокойнее. Единственная проблема - не могу вычислить почему". На это я сказал: "Хорошо, вы очень логичный человек, но в прошлом вы были полностью нелогичны в попытках разрешить свои проблемы.
Так как с логикой вы потерпели неудачу, нелогично делать то же самое, только в большем объеме. В конце концов, если бы логика была ответом на ваши вопросы, вы бы сами смогли логически решить проблемы". (Давая ему это логичное нелогичное объяснение, я медленно наклонился вправо и переключился на монотонность). Я наклонился к его левой руке и медленно и мягко приподнял ее. Когда его рука была примерно в футе от ручки кресла, я задержал ее и сказал: (все еще монотонно) "Сейчас вы знаете, где , находится ваша рука, потому что вы видите ее.
Однако, хотя вы и доктор, вы вряд ли сможете по порядку назвать все мускулы, которые... держат вашу руку так, как сейчас" (бессознательное внушение каталепсии руки). В этот момент Б. был совершенно неподвижен, смотрел не мигая и был в полном трансе по отношению к происходящему. Я продолжил: "Теперь... когда вы закроете глаза, вы не сможете знать, где находится ваша рука, только потому что вы видите ее. Вместо этого вы вполне можете позволить себе испытать все ощущения этого.
Многое из того, что сейчас говорится направлено на две цели: 1) введение в транс, 2) метафорический подход к "реальной" проблеме - изоляции от испытывания чувств вообще. И если вы продолжите улавливать все эти приятные чувства, не действуя... и возможно, не понимая, то мой голос будет звучать как мягкая музыка, и вы можете продолжать погружаться".
В этот момент я дал Б. некоторое направление на разрешение его проблем и сказал ему: "Ваша рука, возможно, останется, зажатой, совсем такой, каким вы были, пока не обнаружите, как стать более гибким в вашей личной жизни". Через двадцать минут рука Б. медленно двинулась вниз. Вместо того, чтобы положить конец своему гипнотическому состоянию, он стал углубляться в него. Я сказал ему, что его бессознательное должно решить, готов ли он вернуться "в это время и место" или же ему нужно продолжить то, что он делает.
Б. оставался в "этом состоянии" еще час и 15 минут. Мне пришлось перейти в другой кабинет, чтобы принимать следующих посетителей.
За последующие несколько недель Б. изменился самым серьезным и замечательным образом. Лучше всего он выразил это сам, сказав: "Раньше все казалось таким серьезным и важным - жизнь или смерть. Теперь у жизни появилась забавная сторона, а серьезная осталась для решения действительно серьезных проблем.
И забавно то, что теперь я добиваюсь большего, затрачивая меньше усилий".
Обсуждение.
Этот пример наполнен утилизациями. В нем процессы индукции и целевые терапевтические процессы зачастую совершенно переплетались, из-за чего трудно провести четкое разграничение между ними. Но определенные факторы можно ограничить и осветить.
К тому же Б. лечился у обычных терапевтов почти год и безрезультатно. Поэтому помогать ему в приобретении большего "внутреннего" и "логического" понимания значило бы добиваться еще больше того же самого... НИЧЕГО.
Б. дал мне всю информацию, которая необходима для того, чтобы помочь ему испытать "другое состояние". Он сообщал ее, когда объяснял, что с ним происходит, когда слушает низкочастотную музыку. Наклоняясь вправо и говоря медленно и монотонно, я надеялся достичь двух целей. Наклон вправо становился сам по себе бессознательным внушением для введения в гипноз, а монотонность должна была напомнить ему его опыт слышания чего-либо на заднем плане при "погружении". Его реакции на эту тактику показали, что она "сделала свое дело".
Он также сказал, что является очень терпеливым человеком. Рассказывание длинных тягучих метафор должно было в избытке обеспечить возможность проявить свое терпение: слушать меня, пытаться понять мою точку зрения ожидать, что я "попытаюсь" загипнотизировать его и "погружаться" из-за моей монотонности. И последнее, но, возможно, самое важное: указав ему, что он должен чувствовать... свою руку, чтобы помнить, где она находится, я заставил его войти в контакт (обратить внимание, переключиться) со своими внутренними (кинестетическими) ощущениями, в то время как он все еще пытался слушать мои монотонные метафоры.
Его "терпение", "погружение, когда слушаешь что-нибудь мягкое и низкое" и моя псевдологика соединились вместе для того, чтобы использовать его навыки и опыт и помочь двинуться... ТЕПЕРЬ... навстречу новым переживаниям.
Я без сомнения мог бы "СДЕЛАТЬ" еще сотню страниц на примерах утилизации. Но я не хочу использовать кузнечный молот, чтобы воткнуть кнопку. Хотя то, что вы прочитали об утилизации было в основном направлено для вызывания гипнотического состояния, утилизация еще более полезна как терапевтическая стратегия.
Но это уже выходит за рамки и цели данной работы. Однако на протяжении этой книги я попытался "подобраться" к этому в приведенных примерах нескольких методов утилизации. На семинарах "Клинический гипноз: Инновационные методы (R)" (а вскоре и в Институте Хеллера) методология терапевтической утилизации демонстрируется и изучается очень подробно.
Он использовал свои собственные физические ограничения как инструмент для гипнотической индукции. Он использовал личность, историю, черты характера и проблемы пациента как техники изменения. Многие мудрые и очень сведущие люди писали о методах Д-ра Эриксона. И все они имели различные "ответы" относительно того, на чем основана его работа.
В чем бы ни состояла истина, я верю, если вы возьмете на вооружение работу Д-ра Эриксона, то будете вознаграждены.
В некоторых ситуациях (я уверен, Д-р Эриксон согласился бы с этим) вам ничего не нужно делать, чтобы вызвать гипноз посредством утилизации. Несколько лет назад женился один из моих друзей. Он пригласил меня на небольшой вечер, чтобы я познакомился с его новой женой, и сказал мне, что она в восторге от предстоящей встречи с "настоящим" гипнотизером.
Он также сообщил мне, что она боится, что когда посмотрит мне в глаза, то "отключится". Когда я пришел на вечер, друг встретил меня в дверях и затем подвел к своей жене. Когда он представлял меня, она протянула руку для пожатия, при этом ее глаза встретились с моими, широко открылись и затем... БАМ! Ее глаза закрылись, она вся обмякла, и я был вынужден подхватить ее.
Вы можете сказать, что мое присутствие вместе с ее системами веры и ожиданиями вызвали интересное состояние... Вы можете сказать, что она загипнотизировала себя на то, чтобы быть загипнотизированной моими глазами. Конечно, это так.