Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному в виде какого-либо образа; 2) задавание вопроса; 3) получение ответа.
Завершение транса.
Поиск ресурса.
Определение дефицита ("Чего мне не хватает?")
Наведение транса.
Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному с просьбой предоставить ресурсное состояние; 2) переживание ресурсного состояния; 3) обращение к бессознательному с просьбой встроить ресурсное состояние в те контексты, в котором оно может понадобиться; 4) экологическая проверка "все ли части меня согласны с произведенным изменением", если есть кто-то, кто не согласен, пусть подаст сигнал. Если несогласен, то пусть усилит этот сигнал, если это сигнал согласия, то пусть он станет менее выраженным.
Завершение транса
Ресурсное состояние (Образ Я).
Предварительная беседа с выделением проблемного состояния (неуверенность, незначимость, нерешительность, боязливость). Формулирование ресурсного состояния "без не" (уверенность, решительность, смелость, чуткость).
Наведение транса.
Утилизация транса: 1) получение доступа к этому состоянию в прошлом, в воспоминаниях или среди образов знакомых людей или литературных героев; 2) погружение в это ресурсное состояние по всем модальностям (вижу, слышу, чувствую); 3) просьба к подсознанию создать образы различных ситуаций в вашей жизни в которых вы могли бы вести себя как-то обладая этим ресурсом и могли бы видеть, слышать, чувствовать и увидеть свое отражение на какой-то зеркальной поверхности; 4) представьте себе, как вы общаетесь, обладая этим ресурсом с каким-то значимым для вас человеком.
Выведение из транса.
Семь хрустальных шаров или "Путешествие во времени".
Обсуждение с клиентом запроса по достижению цели, получение образа себя достигнувшего цели по всем трем системам.
Наведение транса.
Утилизация транса: 1) попросите представить семь хрустальных шаров, расположенных по дуге: в центральном шаре я сейчас; в ближайшем слева какое то воспоминание из прошлого, имеющее достижение к достижению поставленной цели; в следующем слева более давнее воспоминание; в крайнем слева еще более давнее; 2) попросите сравнить эти четыре воспоминания, найти общее, различное и нечто важное; 3) в крайнем справа шаре образ себя достигнувшего цели, запомнить ощущение успеха и передвинуться на один шар к настоящему моменту и посмотреть как была достигнута цель; передвинуться еще на один шар к настоящему и посмотреть, что этому предшествовало; 4) объединить шары в единое целое ленту, радугу, почувствовать, как вы движетесь по этой радуге слева направо; 5) дать инструкцию на забывание если этого захочет подсознание клиента.
Вывести из транса.
Общая схема переработки (6-шаговый рефрейминг).
(1) Выработка подсознательной сигнальной системы "Да-Нет".
(2) Идентификация шаблона поведения, подлежащего изменению. Вы просите пациента избрать некое поведение "Х", которое не нравится ему подсознательно. Вы просите подсознание партнера выбрать в этом поведении самое главное и жизненно важное для его дальнейшего благополучия. Вы просите подсознание партнера дать сигнал "Да", когда идентификация будет завершена:
3) Выделение положительной функции поведения.
а) Вы просите подсознание партнера подключить сигнальную систему "Да-Нет" к той области его подсознания, которая ответственна за выполнение действия "Х". В то же время вы просите эту область подсознания подать сигнал "Да", или же подать сигнал "Да" и "Нет" одновременно, когда сигнальная система будет подключена к этой области подсознания.
б) Спросите: "Желаете ли вы позволить вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда вы выполняете действие "Х", как вы это оцениваете?" Если последует сигнал "Да", скажите: "Продолжайте, проинформируйте ваше сознание, и когда это будет сделано, подайте мне сигнал "Да". Если последует сигнал "Нет", переходите к следующему этапу.
(4) Создание новых альтернатив.
а) Спросите данную область подсознания, желает ли она обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, удовлетворяющие положительной функции поведения "Х", но отличающиеся от шаблона "Х". (При этом подсознание не обязано осуществлять или использовать такие способы поведения - оно должно только найти их).
б) Получив сигнал "Да", попросите подсознание продолжать, и подать вам сигнал "Да", когда оно найдет десять новых вариантов поведения.
(5) Оценка новых альтернатив.
а) Попросите данную область подсознания оценить каждый из найденных новых вариантов поведения, определить, уверено ли подсознание в том, что данный вариант поведения по крайней мере настолько же непосредствен доступен и эффективен, как шаблон поведения "Х". Каждый раз, когда данная область подсознания определит один из вариантов, как соответствующий поставленным условиям, оно должно подавать сигнал "Да".
б) Если вы получите менее чем три сигнала "Да", попросите подсознание партнера продолжать поиск, повторив этап (4), и выработать большее количество вариантов.
(6) Выбор единственной альтернативы.
а) Попросите данную область подсознания партнера выбрать новый способ поведения, наиболее доступный и наиболее полно удовлетворяющий выполнению положительной функции прежнего шаблона поведения, и подать вам сигнал "Да", когда такой способ будет найден.
б) Попросите данную область подсознания партнера оценить эффективность избранного нового способа поведения в расчете на его использование в течение последующих трех недель.
(7) Подстройка к будущему поведению. Попросите подсознание партнера представить себе использование нового способа поведения в ситуации, наиболее точно соответствующей предназначению прежнего шаблона поведения. Попросите подсознание партнера сообщить вам сигнал "Да" в том случае, если новый способ поведения окажется удовлетворительным в такой ситуации, и сигнал "Нет" если новый способ поведения окажется неподходящим.
Если новый способ поведения по какой-либо причине оказался не соответствующим поставленной задаче или вызывает болезненные последствия постороннего характера, попросите подсознание партнера повторить этап (4) и выработать новые возможности.
Основные этапы процедуры создания нового поведения
(1) Выберите ситуацию, в которой желательно новое поведение.
(2) Выберите модель нового поведения.
(3) Просмотрите и послушайте модель нового поведения, извне, со стороны.
(4) Совместите ваш образ и голос с моделью нового поведения.
(5) Заново почувствуйте ситуацию кинестетически, в деталях переживая все движения, позы, и осязательные ощущения.
(6) Подстройка к будущему поведению: Какой внешний возбудитель, "ключ", будет автоматически приводить в действие новый шаблон поведения?