Одна из особенностей современной культуры в том, что “читательский взрыв” развивается параллельно “телевизионному” и “музейному”, питает их и сам разрастается на их основе.
Советский Союз крупнейший издатель в мире. Каждую минуту с типографских машин сходит около 3 тыс. экземпляров книг, а в среднем в день 5 млн.
В СССР издается около 15 тыс. газет и журналов. Их разовый тираж превышает 300 млн. экземпляров.
Советский Союз по праву называют страной массового читателя. Ни в одной стране мира не читают так много, как в СССР.
Печатным словом пользуется 80 85% городского населения и 70 80% сельского. Государственная сеть библиотечного обслуживания включает 360 тыс. библиотек с общим фондом более 3 млрд. томов.
180 млн. советских граждан постоянные читатели библиотек.
В Советском Союзе созданы все условия для того, чтобы книгой могли пользоваться все слои населения, все народности нашей страны читают книги на своем родном языке.
|
По данным ЮНЕСКО, мировая книжная продукция увеличилась в два раза по числу изданий и в три раза по тиражам. Книгопечатание обрушило на читателей информацию всех 30 веков человеческой культуры. Что стоит за этой “книжной Ниагарой”? |
Наши многолетние наблюдения, исследования и эксперименты показали, что используется этот мощный инструмент учения и познания не всегда эффективно. Еще выдающийся русский исследователь книги и чтения Н. А. Рубакин писал, что в искусстве работы с книгой есть две проблемы: что читать и как читать. 200 тыс. книг прочитал за свою жизнь этот ученый.
Немного найдется людей во всем мире, которые прочитали столько же. А как и сколько читают сегодня? В Советском.
Союзе проблемная комиссия “Библиотека и научная информация” ведет комплексное исследование этих вопросов. Возглавляет эту работу Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
Об интенсивности чтения в СССР можно также судить по материалам библиотечной статистики. Как было показано в ходе этих исследований, к 70-м гг. только по массовым библиотекам Министерства культуры СССР в среднем за год на одного читателя приходилось 20 прочитанных книг и журналов (по селу 17).
Данные эти характеризуют равные возможности чтения для всех народов страны: среднее число прочитанных каждым читателем книг и журналов во всех союзных республиках не ниже 15-18. Последующие исследования показали, что 30% жителей села ежегодно прочитывают более 20 книг каждый. В этих цифрах сказываются практические результаты культурной революции в СССР.
Но, как считают ученые, эта проблема далека от решения, и борьба за дальнейшее повышение интенсивности чтения одна из задач советской общественности.
Известную тревогу, в частности, вызывает низкая интенсивность чтения у представителей технических наук. В Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина науч. сотр. Н. К. Серов изучил выдачу литературы читателям различных специальностей за последние 20 лет. Оказалось, что за одно посещение экономисты успевают прочесть шесть единиц литературы, а специалисты технических наук только четыре.
По мнению этого исследователя, так происходит потому, что экономисты обладают профессиональной способностью быстро схватывать общую идею, не углубляясь в детали, иначе говоря, большинство экономистов читает быстрее, чем специалисты в области техники. Эти выводы совпадают и с нашими данными: чаще всего . инженерно-техническим работникам, ознакомившись с их приемами чтения, приходится говорить: “Читать вы не умеете”.
Сколько времени затрачивают на чтение специальной литературы представители различных наук? В табл.
1 показаны некоторые данные, полученные исследователями проблемы “Библиотека и информация”, время, затрачиваемое еженедельно специалистами на чтение литературы (в % от общего числа специалистов данного профиля).
Как следует из таблицы, немногим более половины специалистов технических наук уделяют чтению специальной литературы 3 5 и более часов в неделю (53,6% ). Видно, что в недельном бюджете времени представителей технических наук чтение специальной литературы занимает подчас значительно меньшее место, чем у других специалистов. Меньшее время для чтения, а также недостаток навыков работы с книгами и журналами приводят наряду с другими причинами к общей низкой информированности инженерно-технических работников.
Так, социологические исследования, проведенные в объединении “Запорожтрансформатор”, показали, что только 20% работников знакомы с новинками научно-технической литературы по своей специальности; 56% знакомы частично и 24% не знакомы совсем.
Специалисты представители наук |
Более 5 ч |
3-5 ч |
1-3 ч |
Еще меньше |
Социально-экономических |
44,0 |
18,2 |
28,4 |
9,4 |
физико-технических |
53,1 |
23,4 |
19,9 |
3,6 |
Химических |
42,2 |
28,6 |
24,7 |
4,5 |
Геолого-географических |
48,7 |
22,6 |
23,1 |
5,6 |
Биологических |
57,4 |
26,5 |
14,3 |
1,8 |
Технических |
26,6 |
27,0 |
36,6 |
9,8 |
Медицинских |
37,5 |
28,1 |
28,4 |
6,0 |
Сельскохозяйственных |
32,8 |
28,0 |
31,3 |
7,9 |
Филологических |
47,9 |
22,6 |
24,6 |
4,9 |
Прочих |
37,8 |
22,9 |
31,1 |
8,2 |
Таким образом, специалисты, которые в наибольшей степени должны бы следить за специальной литературой, так как именно в их области происходят быстрые изменения в технике и технологии, тратят на это меньше времени, чем специалисты другого профиля. Это положение еще раз подчеркивает актуальность задачи повышения скорости чтения.
В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, вряд ли можно ожидать значительного увеличения времени на чтение. А чтобы не отстать от жизни, не пропустить важнейшие изобретения и открытия в своей области, читать нужно все больше и больше.
По нашим данным, специалисту, например, в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно.
В еще более сложном положении оказываются руководители.3
Для них умением быстро читать текущую литературу в значительной степени определяется эффективность руководства. По нашим наблюдениям, руководители некоторых научно-исследовательских институтов Москвы ежедневно читают только служебной документации 150 200 страниц стандартного формата.
Подсчитано, что в стране готовится ежегодно свыше 4 млрд. различных документов. Обработка и переработка информации, заключенной в этих документах, исключительно трудоемкое дело, оно отнимает у руководителей производства и учреждений много времени.
Стало уже правилом, что директор предприятия до 40% своего времени тратит на изучение деловых документов, на организацию контроля за их исполнением; главные инженеры до 3040%, начальники отделов и цехов до 15 30%, начальники лабораторий, секторов до 10 15%.
В целом в промышленности перерабатывается громадное число документов. Годовой объем информации только для учетно-планового персонала в СССР не менее 12 млрд. документо-строк.
Можно без преувеличения сказать, что чтение стало важнейшим процессом современного научного и производственного труда и роль его с каждым годом будет возрастать. Чтение, как и речь, стало орудием производства .
Там, где еще недавно использовался ручной или механизированный труд, возникли автоматизированные системы управления (АСУ). Рабочий занял место за операторским пультом ЭВМ. Уже не физические способности и трудовые навыки определяют эффективность производственного процесса, а способности к творческой, умственной деятельности, связанной с переработкой поступающей информации и принятием решений. Здесь уместно напомнить, что подобные преобразования производства предвидел еще К. Маркс, который в одной из своих работ писал: “Труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик...
Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним”4.
Именно вследствие таких коренных преобразований в сфере промышленного производства в последние годы у нас в стране и за рубежом все большее развитие получает новая наука, изучающая особенности поведения человека в трудовом процессе, эргономика5.
Изменения в структуре производственных процессов общества свидетельствуют о том, что процесс чтения, который до недавнего времени был в основном средством обработки научно-технической и экономической информации, все больше становится непосредственным участником производственного процесса, составляя его неотъемлемую часть. В связи с этим повышение скорости чтения, его продуктивности является мощным стимулом повышения производительности труда, его эффективности и качества.
Читать быстрее должен каждый: школьник и академик, рабочий и министр. Это веление времени, требование современного научно-технического прогресса.