Проблемы и суждения


И все же, пожалуй, пока самое большое наше завоевание это создание классов с углубленным музыкальным воспитанием, говорит Д. Клявинь, проректор Латвийской государственной консерватории, руководитель секции эстетического воспитания юношества Союза композиторов республики.
В Латвии сейчас 13 школ, где ребята, пять часов в неделю занимаются музыкой, начиная с первого класса, один час игрой на каком-либо инструменте и факультативно посещают хор. Навык к пониманию искусства звуков и пению по нотам здесь прививается одновременно с навыком к чтению и счету.
Восьмиклассники из 45-й рижской школы как раз и получают такое расширенное эстетическое образование. На том уроке, с которого начат рассказ, они не только пели, но и сосредоточенно слушали записи, почти безошибочно называя потом названия прозвучавших далеко не самых известных произведений Генделя, Шостаковича, проверяли свое умение петь по нотам и знание музыкальных знаков.

Но главное, что привлекало, атмосфера занятия. Не было напряженного молчания, когда учитель открывает журнал и выбирает, кого спросить, ответить хотели все, никто, кажется, не скучал, нетерпеливо ожидая звонка, да и вообще происходившее меньше всего напоминало урок.

Казалось, что ребята были очень рады в самый разгар учебного дня просто так вот петь, слушать хорошую музыку.
И именно это было замечательно, потому что “главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность”. Эти слова принадлежат Д. Кабалевскому, композитору, который все свои силы отдает делу приобщения юных к прекрасному.
Естественно, возникает вопрос: объем школьных программ и без того постоянно растет и, если почти семь часов в неделю ученики станут заниматься пением, как же они будут успевать по другим предметам? В 45-й школе нам рассказали: ребята из “музыкальных” классов учатся лучше своих сверстников. Они, как отмечают преподаватели, быстрее усваивают новый материал, более творчески подходят к выполнению заданий. А вот мнение учительницы пения А. Стабулниеце. “Не знаю более дружного класса, чем мой восьмой.

Везде они заводилы и на работе в летнем трудовом лагере, и на школьных вечерах отдыха. Не скрою, мне очень приятно бывает видеть, как красиво танцуют мои ребята, как хорошо они разбираются в музыке. Они растут и становятся не только умнее, но и добрее, тоньше...”
Юному поколению в Латвии вообще везет на встречи с настоящим искусством. Во многие школы каждый месяц приезжают артисты из рижской филармонии на лекции-концерты, составленные с учетом интересов ребят разных возрастов.

Скажем, “Щедрая осень” это тема концерта для учеников начальных классов, “Познакомимся с голосами певцов” для ребят с 5-го по 8-й класс, “Творчество Шостаковича” для старшеклассников. Подобные абонементы широко используются не только в столице республики, но и в сельских районах.

Понятия “периферия” в вопросах музыкального образования здесь не существует например, в одной только Яунпилсской средней школе Тукумского района создано шесть музыкальных коллективов (от хора мальчиков до духового оркестра), которые нередко становятся лауреатами на районных и республиканских смотрах. Музыку там преподает учитель Э. Хелвиг.
Конечно, подобная система эстетического воспитания сложилась не сразу и не на пустом месте. Первый праздник песни в Латвии состоялся еще в 1873 году, хоровое движение здесь всегда было массовым. Вскоре после Великой Отечественной войны, в очень трудное время, по инициативе правительства республики на площади Коммунаров была построена эстрада, где выступали одновременно несколько тысяч человек.

Сегодня рижская консерватория одной из важных своих задач считает подготовку учителей музыки для средних школ. А главное в республике работают люди, убежденные, что приобщить детей к искусству не менее необходимо, чем научить грамоте.

Среди них такие энтузиасты, как, например, художественный руководитель Государственной филармонии Латвийской ССР Д. Албина, заведующий кабинетом музыкального образования Министерства просвещения республики В. Божа и многие другие.


С радости, которую испытывает ребенок, научившийся петь по нотам, с его желания в свободную минуту включить приемник и послушать серьезную классическую музыку, как и со многих других самых обычных на первый взгляд фактов, начинается важнейший процесс формирование духовного мира, нравственности, художественного вкуса человека.
Час пения в школе не менее важен, чем любой другой урок. И он, несомненно, нуждается в пристальном внимании, действенной помощи со стороны специалистов Министерства просвещения СССР, Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.

Необходимо больше внимания уделять проблемам подготовки учителей музыки для средних школ, снабжения их необходимыми пособиями, вопросам оборудования кабинетов пения. Каждый ребенок должен обогатить свою
И жизнь общением с прекрасным, а не только участники отдельных художественных коллективов, успехами которых, по мнению некоторых руководителей, может исчерпываться вся работа с детьми в этой области.
Интересный опыт латышских учителей не дает рецептов, но заставляет всерьез задуматься над тем, каким же должно быть эстетическое воспитание в школе. Ясно одно: каждое усилие, предпринятое в этом направлении, сторицею окупится тем, что наши дети вырастут людьми одухотворенными, способными к творческому труду.
Н. Агишева
г. Рига (Спец. корр. “Правды”)
“Правда”, 1978 г., Текст № 6


10 февраля Объем 7250 знаков
Проблемы и суждения
В нашей стране, да и за ее пределами широко известны ессентукские минеральные источники. Медики давно оценили их высокие целебные свойства. Еще в прошлом веке здесь стали создаваться лечебные учреждения.

Но свою настоящую историю город-курорт начал при Советской власти, когда один за другим пошли в рост санатории.
Главное целительное средство минеральная вода. Ее пьют, применяют для ванн. Ежедневный расход велик.

А запасы довольно ограничены.
Чтобы курорт мог функционировать нормально, полностью выполняя свои задачи, требовалось с исчерпывающей полнотой рассчитать пределы его вместимости. Цифра получилась такая 14 тысяч мест.

Исходя из нее, был составлен и утвержден генеральный план развития Ессентуков до 1990 года.
Но избежать диспропорции в силу ряда причин, о которых речь пойдет ниже, не удалось. Сейчас у нас 22 санатория и шесть пансионатов на десять тысяч мест. Одновременно следует учитывать и четыре с половиной тысячи человек, ежемесячно приезжающих в Ессентуки по курсовкам и проходящих курс лечения. Таким образом, курорт уже “шагнул” за пределы своих возможностей.

В первую очередь оказалась перегруженной бальнеологическая база. У грязе- и водолечебниц возникают очереди.
План развития курорта успешно выполняется в той части, которая касается строительства новых здравниц. Их становится все больше. Кажется, совсем недавно вступили в строй “Нива”, “Украина”, а список, в котором они числятся, получил дальнейшее продолжение.

Начал действовать санаторий “Казахстан”, вступил в строй новый корпус “России”. Только в девятой и за первый год нынешней пятилетки количество мест в здравницах увеличилось на 2410. Сейчас строятся семь санаториев на 3210 мест. Кроме того, ряд здравниц расширяет свои размеры в объемах, не предусмотренных планом развития курорта.

Недалеко то время, когда в Ессентуки будут приезжать по 20 тысяч человек в месяц.
В последние годы принимались меры и для расширения бальнеологической базы. Нынче введена в строй новая водолечебница на 110 ванн.

Построен дополнительный трубопровод к основному и летним бюветам источника № 4. Прокладывается трубопровод от Бештаугорского месторождения. Но все, что сегодня делается, рассчитано лишь на то, чтобы обеспечить нормальное обслуживание 14 тысяч человек. “Ножницы”, как видим, получаются весьма солидные.
Решение возникшей проблемы в значительной мере зависит от Северокавказского геологического управления. Именно оно занимается поиском новых источников. Сейчас, например, ведется разведка минеральной воды близ гор-лакколитов Джуца и Юца. По всем расчетам, она должна быть там. Но какая по составу, в каком объеме, пока неизвестно.

И другие перспективные районы изучены еще не полностью. Эту работу следует ускорить.

Уже в десятой пятилетке необходимо иметь полную ясность относительно перспектив расширения гидроминеральной базы нашего курорта.
Остро ощущается в городе и дефицит питьевой воды, особенно летом, когда резко увеличивается приток “неорганизованных” отдыхающих. Планом развития проблема учтена, но решается медленно.

Строительство второй очереди Кубанского водопровода, с которым связаны многие расчеты, отстает от намеченных темпов. Кроме того, уже теперь ясно: необходимо браться за создание третьей очереди этой магистрали.

Решающее слово тут за Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Но оно почему-то занимает выжидательную позицию.



Содержание раздела