Задача этой заключительной главы помочь всем желающим самостоятельно освоить технику быстрого чтения. Здесь мы будем широко использовать дневники, сами наблюдения и опыт слушателей курсов быстрого чтения.
Они поделятся своими успехами, расскажут о трудностях и тем самым облегчат вам процесс обучения.
Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения это процесс приобретения новых навыков умственной деятельности.
Современная педагогика различает три уровня научения: приобретение знаний, образование умений и формирование навыков. При этом к знаниям относят конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы и правила, отражающие определенные закономерности в данной предметной области, а также теоретические обобщения и связанные с этим термины и определения. Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, в дальнейшем смогут способствовать получению новых знаний (например, умение читать на иностранном языке становится источником получения новых знаний из литературы на этом языке).
А что же такое навык? Это действие, которое характеризуется высокой мерой освоения, причем выполнение самого действия становится настолько автоматизированным, что сознательный контроль над его выполнением практически исчезает.
Это действие выполняется легко, свободно, и именно эта легкость и “незаметность” выполнения свидетельство настоящего совершенства. Основное же условие достижения этой легкости труд и только труд.
Всякое обучение требует внимания, терпения и систематичности. Если эти условия при обучении быстрому чтению не выполняются, то бесполезны все усилия.
Главная идея настоящей методики в том, что освоение быстрого чтения это прежде всего освоение новых навыков умственной деятельности.
Одно из обязательных условий успешности самостоятельного обучения непрерывность цикла обучения, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений без исключения. Десять недель занимает цикл тренировок.
Весь период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени занятий выделить ежедневно для тренировок час-полтора.
Другое обязательное условие сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд ли может надеяться на успех тот, кто начнет, например, тренировки, не поняв рекомендуемых авторами приемов.
Хотелось бы подчеркнуть еще раз: главная особенность предлагаемо! методики активное и осознанное участие самого обучающегося целенаправленном изменении тех интимных процессов, которые связаны реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, и имении поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего и не имеют успеха.
Они тренируют только следственные факторы: движение глаз, периферические механизмы речи и слуха. Приборы оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения.
Вот почему результаты такого обучения поверхностны, и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.
|
28 |
Запомним, что освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. В нашей практике не было еще случая, чтобы в классе все учащиеся одинаково успешно осваивали упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и свою стратегию наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.
Прав был Н. А. Рубакин, когда писал, что лучший метод чтения это тот, который читатель сам для себя выбирает. Таким образом, задача обучения сформировать новые программы умственных действий.
И наконец, третье обязательное условие для успешного овладения методом быстрого чтения постепенность наращивания скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.
В этом методическая идея книги.
Урок первый. Определение начальной скорости чтения. Скорость чтения определяют формулой:
где V скорость чтения в зн./мин;
Q число знаков в тексте;
Т время, затраченное на чтение текста, в мин;
К коэффициент понимания.
В этой формуле объем текста измеряется в знаках, причем под знаком понимается каждая буква и цифра текста (знаки препинания в расчет не” берутся). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах.
Нетрудно догадаться, что от одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними.
Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600 за минуту, то скорость чтения в словах будет 100 сл./мин (600:6).
Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.
А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение это осмысленное чтение, при глубоком усвоении прочитанного.
В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного.
Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. Если удалось правильно ответить на все 10 вопросов, К=1, если на 8 вопросов, то К=0 и т. п.
Начиная тренировки по повышению скорости чтения, надо прежде всего определить вашу начальную скорость чтения. Для этого нужно прочитать приведенный в приложении контрольный текст № 1, заметить общее время, затраченное на его чтение, и ответить письменно на 10 вопросов по содержанию текста. Читают первый контрольный текст в своей обычной манере внимательного чтения, помня о том, что по окончании чтения предстоит ответить на 10 вопросов по всему его содержанию. Получив необходимые исходные данные, вы самостоятельно по формуле подсчитываете начальную скорость чтения.
Например, на чтение текста № 1 затрачено 3 мин, правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов, тогда скорость чтения V = (2850 : 3)0,6= 570 зн./мин, или примерно 100 сл./мин (570:6).
Цифры, приведенные в этом примере, не случайны. Они отражают средние показатели, чаще всего встречающиеся при начальном измерении скорости чтения текста.
Много это или мало 100 сл./мин?
Вот нормативы скорости, которые установлены в результате длительных наблюдений и измерений скорости чтения научно-технических и популярных текстов:
Наш заочный курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в три раза по сравнению с первоначальной: как правило, учащиеся достигают уровня скорости в 3 тыс. знаков и более (3 тыс. знаков это примерно 500 слов). При таком темпе за час можно прочитать около ста страниц книги среднего формата, а это уже немало.
Слушатели курсов быстрого чтения иногда спрашивают, какова максимально возможная скорость чтения? Наши исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1000 сл./мин (6000 зн./мин).
Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.
Некоторые слушатели спрашивали, как достичь скорости чтения 800 и более слов в минуту? Мы считаем в принципе постановку такого вопроса неверной: Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее значительно повышать существующую скорость чтения.
Наши наблюдения показали, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в два-три раза по сравнению с начальной.
ТАБЛИЦА 4 |
|
Примечание: Объем прочитанного приводится в знаках (буквы, цифры); время чтения - в минутах.
В процессе обучения полезно вести регулярный учет объема читаемого текста и бюджета времени, затраченного на чтение. Для этого можно воспользоваться приведенной формой табл. 4.
Урок второй. Как вы читаете?
Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения. Чтение, даже самое несовершенное, в значительной степени процесс непроизвольный, интуитивный.
Чтобы провести анализ персонального чтения и подметить его недостатки, предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваются самим читателем соответствующим числом баллов.