На этом нам хотелось бы оставить открытым вопрос о том, с чем реально можно отождествить понятие праны. Возможно, дальнейшие исследования санскритских текстов приблизят нас еще на один шаг к этому понятию.
4.2.Техники пранаямы
В различных школах йоги к пранаяме так или иначе причисляется множество практик. Так в Хатхайогапрадипике о шаткриях (очистительных процедурах, см.2.) говорится в разделе пранаям, а некоторые техники замедленного дыхания, такие как уджайи и ситали, рассматриваются как подвид кумбхаки (см. ниже), в то же время в других школах многие упражнения даже не упомянуты. Равным образом, бандхи (см.3.1.) некоторые авторы относят к пранаяме, другие - к асанам, согласно же Хатхайогапрадипике их, например, следует рассматривать как мудры.
Поэтому в дальнейшем мы будем опираться на то описание йоги, которое дается в книге Ananda (1980) с учетом того, что оно может быть неполным, и при том, что вообще на сегодня проведено очень мало научных исследований пранаямы (обзор на предмет пранаям см.: A. Van Lysebeth 1972). Все дыхательные практики выполняются в позах сидя (падмасана и т.п.).
Великое или полное дыхание йогов - это спокойное, расслабленное, но максимально глубокое дыхание. Вдох (пурака) при полном контроле со стороны сознания следует начать с диафрагмы (брюшное дыхание), далее волнообразным движением продолжить его нижней и средней частью грудной клетки (грудное дыхание) и завершить вдох верхней частью грудной клетки (ключичное дыхание).
Выдох (речака) осуществляется совершенно пассивно за счет упругих сил также волнообразно и в той же последовательности. Весь дыхательный цикл должен исполнятся как одно совершенно плавное движение без напряжения и усилий, наоборот, осознанно пассивно по известной в аутотренинге формуле «Мне дышится».
Под периодическим дыханием понимают использование пауз между вдохом и выдохом, или же между выдохом и вдохом. В начале практики паузы должны составлять Ѕ продолжительности фаз вдоха или выдоха, в дальнейшем это соотношение меняется.
Субъективное измерение продолжительности вдоха или выдоха осуществляется посредством подсчета ударов пульса, к примеру, один вдох на шесть ударов пульса.
Кумбхака переводится как «задержка дыхания» и означает остановку дыхания на высшей точке вдоха (пурна-кумбхака) или после полного выдоха (сунья-кумбхака), или в середине фазы дыхания (кевала-кумбхака). После некоторой практики время задержки дыхания постепенно увеличивается.
Попеременное дыхание означает, что последовательно зажимается пальцем то одна, то другая ноздря и происходит либо вдох левой и выдох правой ноздрей, либо наоборот (сурья-бхедана, нади-содхана). Попеременное дыхание с паузами называется анулома-вилома.
Форсированными видами пранаям являются бхастрика («кузнечные меха») и капалабхати («очищение черепа»). Эти пранаямы исполняются со значительным напряжением, а именно, капалабхати посредством коротких и сильных выдохов только диафрагмой, при бхастрике к этому добавляется наполовину закрытая голосовая щель.
Капалабхати относят также к очистительным процедурам (крия, см.2.2.).
Ситали - охлаждающее дыхание, при котором вдыхаемый воздух проходит через рот и влажный язык, благодаря чему продолжительность вдоха увеличивается. При этом язык, хорошо снабжаемый кровью, охлаждается, и тем самым тело отдает тепло. Впрочем неизвестно, насколько участвующая в телообмене поверхность языка и ротовой полости превосходит поверхность носовой полости.
Только в этом случае такое охлаждение было бы более эффективным, чем при дыхании через нос.
Уджайи - форма пранаямы с медленным и очень глубоким вдохом; выдох происходит при почти закрытой голосовой щели, отчего возникает шум, и выдох, поскольку он не форсируется, продолжается довольно долго. Другие замедленные пранаямы ведут к значительному увеличению вдоха (бхрамари) или выдоха (мурча), или в целом дыхательного цикла (кевали).
Таблица 13. дает перечень упомянутых пранаям, их физиологические параметры и воздействия.
Таблица 13. Перечень важнейших пранаям
Принцип дыхания |
Пранаяма |
Выполнение |
Воздействие (по традиционным представлениям) |
Форсированное дыхание |
Капалабхати ("очищение черепа") |
Только диафрагмой, максимально быстро |
"Очищение мозга", накопление праны, очищение крови и тканей |
Бхастрика ("меха") |
Всеми дыхательными мышцами, легкое закрытие голосовой щели |
||
Углубленное дыхание |
"Великое" дыхание |
Глубокий вдох, спокойный выдох, волнообразно |
Эффективное накопление праны |
Уджайи |
Глубокий вдох, медленный выдох, закрытие голосовой щели |
Усиленное распределение праны в теле |
|
Замедленное дыхание |
Уджайи |
см. выше |
|
Ритмическое дыхание |
произвольные соотношения продолжительности вдоха/выдоха |
Подготовка к медитации (понижение обмена веществ) |
|
Бхрамари |
Продленный вдох |
||
Мурча |
Продленный выдох |
Подготовка к медитации |
|
Кевали |
Продление в каждой фазе |
||
Задержка дыхания |
Кумбхака |
Пурна-кумбхака (на вдохе), Сунья-кумбхака (на выдохе) |
Удержание праны, закрытие Иды и Пингалы |
Переменное дыхание |
Анулома- Вилома |
с паузами, поочередное закрытие ноздрей |
Активизация различных духовных полюсов |
Нади- Содхана |
без пауз |
Очищение каналов Нади |
Это падение давления пропорционально силе тока воздуха (dV/dt). Так получают изменение во времени (скорость) величины силы тока воздуха при дыхании, а произведя интегрирование по продолжительности вдоха или выдоха, выводят и изменение во времени легочных объемов.
В некоторых пранаямах давление, по-виидимому, играет существенную роль. Впрочем, измерение давления методически достаточно непростое дело, и соответственно какие-либо регистрации динамики давления при исполнении пранаям пока не проводились.
Для количественной характеристики изменений объема и оценки формы дыхания обычно достаточно из спирометрических исследований получить некоторое множество величин, которые в целом относятся к общеклиническим характеристикам (см. обзор на 12 и табл.14).