Одиннадцать указаний для развития бхакти
Было бы грубой ошибкой рассматриватd бхакти просто как стадию эмоциональной чувствительности. Ибо, в действительности, с помощью дисциплины и воспитания воли и ума человека она становится надежным средством к интуитивному познанию Всесильного Бога через интенсивную любовь и привязанность к Нему. Бхакти приводит к постижению истинного знания Реальности, начиная с обычной формы поклонения образу и вплоть до высшей стадии вселенского осознания вашего единства с Ним.
Вы сможете достичь этого с помощью одиннадцати фундаментальных факторов, предписанных Шри Рамануджей. Это абхьяса, или практика постоянного размышления о Боге, вивека или распознавание, вимока, или устремленность к Богу и свобода от всего прочего, сатьям, или истинность, арджавам, или прямота, крийя, или благодеяние, кальяна, или доброжелательность ко всем, дайя, или сострадание, ахимса, или непричинение вреда, дана, или благотворительность, и анавасада, или жизнерадостность и оптимизм.
Абхьяса, или практика, - это устойчивое и непрерывное усилие для овладения чем-либо. В продолжительной практике человек пытается достичь умственного равновесия и контроля над всеми его внешними колебаниями, обращая их на единственный объект - на Господа. Благодаря упорной абхьясе он удерживает ум от рассеивания, и, направляя его внутрь, он постоянно медитирует на Господа и пребывает в Нем.
Вивека, или различение, делает его способным выбирать между правым и неправым, следуя тому, что является правым, то есть тому, что необходимо сделать, и воздерживаться от неправого, то есть от того, чего не следует делать. Как он отличает правое от неправого? То, что возвышает его и приближает к Богу - его Идеалу, то, что приносит ему благо, радость и покой, он рассматривает как правое, придерживается его и действует в соответствии с этим. То, что приводит его к депрессии, боли и беспокойству, то, что терзает его истинное сознание, то, что уводит его прочь от благости и от Бога, он рассматривает как неправое, во всем уклоняется от него и защищается от его влияния.
Что касается его диеты, то здесь он тоже различает саттвичную пищу, то есть ту, которую следует принимать, и раджасичную или тамасичную, которую принимать не следует. Так он различает между правым и неправым, следуя указаниям мудрых, помня об их предостережениях и подчиняясь их предписаниям и наставлениям. Он проявляет упорство и настойчивость в достижении своей цели, следуя пути праведности.
Вимока - это стремление к одному только Богу и отречение от всего, что не споYобствует прогрессу в этом. Очевидно то, что, если человек хочет достичь вечного, неизменного и безграничного, он должен отречься от земного. Садхак должен отречься от всех своих желаний и стремлений к материальным объектам, он должен отречься от дурных склонностей в уме через самоисследование и правильное усилие. Только тогда он сможет развить подлинное стремление к Богу, только тогда он сможет ходить путями Господа.
Вы не можете пить два напитка из одной чаши сразу. Если вы хотите прогрессировать на путях Господних, тогда вы неизбежно должны будете отречься от всего, что не способствует вашему прогрессу. В этом весь секрет.
Освободиться от желаний - вот самый великий и действенный метод достижения сильной устремленности к Богу.
Сатьям, или истинность, несомненно является основным постулатом в духовной практике. Бог есть Истина; поэтому чтобы осознать Его, вы должны стать воплощением Истины. Вы должны жить с истиной, вы должны думать только об истине, говорить только истинное и делать то, что будет правильным и истинным для вашего сознания.
Арджанам - это прямота или честность. В поисках Бога нет места обману или лжи. Богу не нужны ни ваши богатства, ни ваш интеллект, Ему нужно только чистое, правдивое сердце, полностью лишенное обмана, мелочности и лицемерия. От Него ничего нельзя скрыть, ибо Он есть всеведающий вездесущий Дух. Ваше сердце должно быть чистым, как белый снег, и ясным, как кристалл.
В неровном и пыльном зеркале вы не увидите ясного и правильного отражения, также если ваше сердце затянуто паутиной корыстных желаний и бесчестия, искривлено лицемерием и хитростью, вы едва ли познаете подлинную природу Бога. Садхак должен взращивать сердце, подобное сердцу ребенка.
Служение и помощь бедствующим откроет ваши глаза на страдания человеческой жизни. Вы начнете понимать преисполненную боли природу мирского существования. Каменное корыстное сердце должно учиться чувствовать других.
Тогда милосердие, сострадание и любовь взрастут в вашем сердце, оно очистится, и отречение засияет внутри вас.
Другое необходимое качество преданных - это кальяна, или доброжелательность к другим. С чистым и любящим сердцем вы должны молиться Господу о благополучии других. Сначала молитесь о других, о мире и благоденствии во всем мире, а затем уже о своей эволюции.
Вы не должны питать никакого недовольства или недоброжелательности к своим противникам, но желать блага для всех. Таков истинный дух преданного.
Далее следует дайя, или сострадание. Бог есть Любовь; Он всемилостив и воплощает Собой сострадание, и если вы ищете Его, вы должны хотеть стать настоящим океаном милосердия и любви. Ваше сердце должно стать широким, как безграничное небо.
Все божественные добродетели, необходимые для эволюции человека, берут свой источник в ахимсе, или ненасилии. Ахимса -это животворящая сила. Недоброжелательность, ненависть, гнев и злоба не в силах устоять перед ее мощью. Это особое качество души. Практика ахимсы в конце концов завершается осознанием единства жизни.
Она рождает чувство вселенского братства и космической любви.
Следующей будет дана, или благотворительность. "Милостыня искупит множество грехов", - сказал Иисус Христос. Щедрая, искренняя благотворительность, совершаемая с чистым сердцем для облегчения страданий бедствующих является действенным средством для возвышения сердца и для изгнания из него мелочности и нечистоты. Ваше сердце должно быть большим.
Чем больше вы отдаете, тем больше вы получите. Это закон природы.
Анавасада - это жизнерадостность и надежда. Для преданного это существенная добродетель. На духовном пути нет места депрессии. Вы должны быть оптимистичны, усердны и настойчивы.
Существует много активных сил, которые будут мешать вашему прогрессу, нападать на вас и тянуть вниз. Но вы не должны терять надежду и отчаиваться. Вы должны смело встретить и выдержать этот натиск, несмотря на трудности и неблагоприятные обстоятельства, заставляющие вас склониться, сталкивающие вас с пути духовной практики. С жизнерадостным упорством и оптимистической устремленностью, полагаясь на внутреннее "Я", вы должны следовать духовным путем, и в конечном итоге успех будет за вами. (В этот момент Шри Свамиджи заметил, что кто-то разносит воду собравшимся преданным.)
Бхакти и Карма-йога
Почему этот человек разносит вам воду? Потому что он любит Бога во всех вас. Служение - это выражение любви. Вот подлинная бхакти, которая расцветает бескорыстным служением человечеству с нарайяна-бхавой. Йоги - это не изолированные емкости.
Если вы хотите достичь быстрого духовного прогресса, вам необходимо сочетание всех форм йоги. Помните, что бхакти-йога является осуществлением карма-йоги, йоги действия. Раджа-йога - это осществление бхакти-йоги.
А гьяна-йога, или ведантическое осознание Единства - это осуществление всех остальных. Вы не можете отделить бхакти-йогу от карма - или раджа-йоги.
Поэтому служите всем с премой, с великой космической любовью, видя во всех Господа. Никакого превосходства, никакой гордости властью или положением. Всё это иллюзорные примеси. В реальности мы все есть Брахман, одна единая Реальность.
Иногда мы думаем, что мы это или то. Но в сущности все вы - один и тот же Кришна. В этой мировой драме вы приняли разные имена и формы.
Преданность - это сгущенное знание, знание - это распыленная любовь. Поэтому в конечном итоге подлинное осознание единства родится внутри вас.
Теперь вы разобрались в классификации бхакти. Далее мы рассмотрим девять методов бхакти-садханы, практики бхакти. Бхакти развивается.
Господь Рама описал Шабари одну и ту же навадха бхакти (девять видов служения) различным образом.
Навадха бхакти
Шраванам, киртанам, смаранам, падасеванам, арчанам, ванда-нам, дасьям, сакхъям и атма-ниведанам - это девять методов бхакти. Шраванам - это слушание об играх (лилах) Господа.
Киртанам - это воспевание имен Господа.
Смаранам - это постоянное памятование о Боге.
Падасеванам - это служение Его стопам.
Арчанам - это поклонение.
Ванданам - это приветственный поклон (намаскар).
Дасъям - это признание себя слугой Господа.
Сакхьям - это видение себя как друга Господа.
Атма-ниведанам - это полная и безраздельная самоотдача.
Первые семь относят к садхана-бхакти. Восьмую (сакхьям) и девятую (атма-ниведанам) можно отнести скорее к садхъя-бхакти (следование предписаниям для развития бхакти), нежели к садхана-бхакти. Они представляют собой не столько практику, сколько саму цель.
Быть другом Господа и стать единым с Ним, что подразумевает атма-ниведанам, действительно является целью бхакти, поэтому эти два метода рассматриваются как садхъя-бхакти (следование предписаниям для развития бхакти). В девяти методах вы также обнаружите синтез трех основных видов йоги - карма, бхакти и гьяна-йоги. Падасеванам и дасьям - это практики карма-йоги. Господь пребывает во всех сердцах. Как можете вы служить Его стопам, кроме как через служение каждому существу в этом мире?
Дасъям - это видение себя как слуги Бога. Господь в каждом. Поэтому необходимо радостно, динамично и добровольно служить всем.
Это карма-йога. Киртанам, арчанам, ванданам и сакхъям - это составные части бхакти-йоги. А шраванам, смара-нам и атма-ниведанам составляют трехступенчатый процесс практики ьяна-йоги, а именно: шраванам (слушание), мананам (размышление) и нидхидхьясанам (глубокая медитация). Повсюду вы будете находить синтез.
Если вы желаете достичь быстрого духовного прогресса в этой Кали-юге, тогда йога синтеза станет для вас наилучшим средством.