Если обстоятельства препятствуют вам в соблюдении Маоны, строго избегайте долгих разговоров, лишних разговоров, высоких речей и всяческих бесполезных дискуссий и как можно больше избегайте общества. Долгий разговор – просто пустая трата энергии. Если эта энергия сохраняется с помощью Маоны, она превращается в Оджас Шакти, которая поможет вам в вашей Садхане.
Садхака всегда должен быть один. Это важное условие в духовном прогрессе. Общение с семейными людьми очень опасно. Для Садханы необходимо уединение.
Все энергии должны тщательно сохраняться. После короткого пребывания в уединении ученик не должен входить в мир. То, что было достигнуто им за пять лет уединения с помощью Тапаса, будет непоправимо утрачено за месяц общения с мирянами.
Несколько человек жаловались мне, что утратили силу концентрации.
После достижения совершенства в Йоге можно вернуться в мир, если на йога не оказывается воздействие неблагоприятными, враждебными мирскими потоками. Не будет вреда, если вы будете общаться с близкой по духу компанией, которая также предана Абхьясе Йоги. Вы можете обсуждать различные философские вопросы.
Вы можете быть в обществе высоко духовных людей, которые вошли в Самадхи. Однако, многие люди идут в мир прежде, чем добились совершенства в Йоге, для демонстрации своих малых сил ради известности, прикрываясь Лёка Санграхой. В результате они падают ниже уровня мирского человека.
Всё должно совершаться постепенно. Мирянину очень трудно жить в уединении. Для начинающего это очень болезненно и проблематично.
Он должен тренировать себя с помощью регулярного соблюдения Маоны.
Место, подходящее для сосредоточения ума, подходит и для вашей практики Йоги. Это общее правило. Бесполезно бегать с места на место.
При выполнении Карма Йоги, вы должны быть свободным от эгоизма. Вы не должны ожидать какого-либо вознаграждения или уважения за совершаемую работу (Нишкамья). У Вас должен быть уравновешенный ум и в случае успеха, и в случае неудачи.
В момент достижения Читта Шуддхи, вы должны прекратить выполнение Нишкамья Кармы и заняться чистой медитацией в уединении.
Большинство трудностей повседневной жизни возникает в том случае, если вы недостаточно контролируете свой ум. Например, человек причиняет вам зло, а вы тут же хотите отомстить ему: зуб за зуб; око за око; как аукнется, так и откликнется, отвечая ударом на удар. Каждая реакция зла показывает, что ум не находится под контролем. С гневом теряется энергия, в результате чего невозможно поддерживать уравновешенное состояние ума. Гнев порождает все остальные недостатки.
Должным образом, контролируемый гнев, превращается в столь могущественную силу, что она способна перевернуть весь мир.
Даже лёгкое переедание нарушает медитацию. Ум имеет непосредственную связь с нервами желудка. Вы станете также сонливым.
Чтобы этого не происходило, вы должны приучить себя к Митахаре.
Вначале, когда вы установите ограничения в диете, вам покажется, что вы похудели и стали слабее. Вдобавок к этому, ваши друзья и родственники будут вас пугать. Не слушайте их.
Через несколько дней вы будете в порядке.
При несварении и запоре совершайте по утрам долгую прогулку быстрым шагом. Как только вы встали с постели, выпейте большое количество воды. Сделайте Пашчимоттанасану, Маюр-, Трикона Асаны, Наоли и Уддияну.
Сделайте также физические упражнения. При хронических запорах постарайтесь сменить диету. Если вы ели рис, поешьте пшеницу и наблюдайте, что произойдёт. Если состояние осталось прежним, попробуйте фруктово-молочную диету.
Тогда вы будете в порядке. Перемена диеты – надёжное средство.
Если у вас есть дурная привычка потреблять вино, перебродивший пальмовый сок, кофе и т.д., и вы хотите от неё отказаться, удалитесь в комнату для медитации и пообещайте Богу, что с этого момента, вы откажетесь от вредной привычки. Объявите об этом своим друзьям. Если вы опять пойдёте на поводу этой привычки, вам будет стыдно.
Несколько раз вы потерпите неудачу. Но продолжайте упорно бороться. Прибегайте к Сат-Сангу.
Изучайте религиозную литературу. Вы сможете разрушить все плохие привычки. Если вам всё же трудно отказаться от них, последнее средство, которое вы должны предпринять – это уход от современного общества; вы должны скрыться в таком месте, где всё это вас не достанет.
Вы сможете бросить плохую привычку без принуждения.
Если вы хотите прекратить употреблять баранину, рыбу и т.д., - просто посмотрите своими собственными глазами на жалкое, беспомощное состояние этих животных во время убоя. В вашем сердце возникнут милосердие и симпатия. Тогда вы решитесь отказаться от плотоядности, спасая, таким образом, бедные и невинные жизни. Если эта ваша попытка сорвётся, сразу измените своё окружение и поживите в гостинице для Брахминов, где Вам не предложат баранину и рыбу.
Затем, переходите жить в общество, где употребляется лишь вегетарианская пища. Всегда помните о вреде плотоядности и о пользе вегетарианства. Если и это не даст вам достаточной силы для преодоления привычки, ступайте на бойню или в лавку мясника и лично посмотрите на отвратительные гниющие мышцы, почки и другие органы животных, а также обратите внимание на дурной запах.
Это породит в вас Вайрагью, сильное отвращение и ненависть к поеданию баранины.
Мантра – это масса Теджаса или лучистой энергии. Она изменяет умственную субстанцию, вызывая специфическое движение мысли. Ритмические вибрации, производимые Мантрой, приводят к гармонизации неустойчивых вибраций пяти оболочек.
Она предотвращает естественную тенденцию ума думать об объектах. Она помогает Садхане Шакти и поддерживает её. Садхана Шакти укрепляется Шакти Мантры.
Мантра пробуждает сверхчеловеческие силы.
«Полезно лишь знание, которое устно передал Гуру, иначе оно становится бесплодным, слабым и весьма болезненным.
«Первое условие для успеха – это непоколебимая вера».
Развивайте силу терпения (Титикша), учитесь одинаково переносить счастье и страдание, переход через все фазы жизни, все переживания. Терпеливо и с удовлетворением переносить боль и пытки, – это значит упражнять особую силу, одухотворяющую всю природу. Чем больше эта сила, тем быстрее рост.
Терпение и вера не должны уменьшаться в течение всего периода Садханы.
Читта Шуддхи – это очищение ума. Нади Шуддхи – очищение Нади. Бхута Шуддхи – очищение элементов. Адхара Шуддхи – очищение Адхары.
Если достигнуто Шуддхи (очищение), Сиддхи (совершенство) придёт само. Сиддхи невозможно без Шуддхи.
Скромность – самая высшая добродетель. Вы можете уничтожить свой эгоизм, развив лишь одну эту добродетель. Вы можете воздействовать на весь мир.
Вы станете магнитом, притягивающим весь мир. Это должно быть искренним. Притворная скромность – это лицемерие.
Контролируйте гнев практикой Кшамы, Дхайрьи, терпения и Нирабхиманаты (отсутствия эгоизма). Когда гнев контролируется, он превращается в энергию, которая может перевернуть весь мир.
Гнев – это проявление страсти. Если вы можете контролировать похоть, тогда вы можете контролировать и гнев.
Когда вы разгневаны, выпейте немного воды. Это охладит головной мозг, а также успокоит возбуждённые и раздражённые нервы. Считайте по одному - до двадцати.
Когда вы закончите считать, гнев утихнет.
Внимательно понаблюдайте за раздражающими импульсами или мысле-волнами. Тогда вам будет легче контролировать гнев. Примите все меры предосторожности.
Не позволяйте ему взрываться и приобретать дикую форму.
Если вам очень трудно его контролировать, уходите: немедленно отправляйтесь на прогулку на полчаса. Молитесь. Совершайте Джапу. Медитируйте.
Медитация даёт огромную силу.
Часто у новичков во время медитации наступает депрессия: из-за влияния Самскар, астральных сущностей, злых духов, плохого общества, пасмурной погоды, плохого желудка и перегруженного кишечника. Её следует быстро устранить бодрыми мыслями, оживлённой прогулкой, воспеванием Божественного имени, смехом, молитвой, Пранаямой, слабительными и ветрогонными средствами.
Если вы быстро хотите войти в Самадхи, порвите все связи с друзьями, родственниками и другими людьми. Соблюдайте Акханда Маону. Живите на одном молоке.
Погрузитесь в медитацию.
Лень и непостоянство ума – два больших препятствия в Йоге. Лёгкая Саттвическай диета и Пранаяма устранят леность. Не перегружайте желудок.
Прогуляйтесь туда-сюда с полчаса быстрым шагом.
Болезни в теле возникают по следующим причинам: из-за дневного сна, бодрствования по ночам, чрезмерной половой жизни, суеты, плохого выделения мочи и кала, приёма нездоровой пищи и тяжёлой умственной работы. Если йог заболевает по этим причинам, он говорит, что болеет из-за своей йогической практики. Это первое препятствие в Йоге.
Болезнь, умственная слабость, сомнение, безразличие, лень, тенденция к поиску чувственных наслаждений, оцепенение, ложное восприятие, неумение достичь сосредоточения ума и отход от неё, когда она достигнута, из-за беспокойства – все эти факторы являются препятствиями (Йога Сутра 1.30).
Если практикующий Йогу человек унылый, находится в депрессии и слаб, - это значит, что в его Садхане что-то не то. Если сам ученик - в унынии, сварлив, то как он может наделить других людей радостью, спокойствием и силой? Бодрость и улыбка являются признаками духовности и Божественной жизни.