Прекращение функционирования сознания


15.2. В санскритском тексте vastumatratmaka.
15.3. Эти последние непроявленные или невоспринимамые (aparidrsta) качественные определенности подробно рассматриваются в комментарии Вачаспати Мишры TV III, 15, с. 136: Прекращение функционирования сознания (nirodha) есть бессознательное состояние (asamprajfiata) психики (cittasya). Его существование, познается на основе авторитетного вербального свидетельства (agamatah) и умозаключения (anumanatah) о состоянии, в котором остаются лишь санскары (формирующие факторы).

Словом дхарма, или праведный образ жизни, определяется добродетель (punya) и ее отсутствие. Иногда под этим понимается карма.

В таком случае также имеется в виду добродетель или ее отсутствие как порождение соответствующего образа жизни. То и другое становится известным на основании авторитетного свидетельства или умозаключения относительно испытывания счастья либо страдания... и т. д.
16.1. В санскритском тексте saksat kriyamana.
17.1. Вьяса, как можно видеть из комментария к этой сутре, придерживается здесь традиционной лингвофилософской концепции, согласно которой единицы ментального уровня двусторонни; они содержат выражающее и выражаемое, или обозначающее и обозначаемое (vacaka, vacya). Различие между словом (sabda) и звуком (dhvani или varna) является фундаментальным для древнеиндийской философии языка, и их отождествление, при котором комплекс звуков принимался за слово, всегда рассматривалось как категориальная ошибка.

Передача значения - функция слова, звук же (nadanusamhara, т. е. нераздельность звучания) только обнаруживает его.
О других интерпретациях данного фрагмента комментария Вьясы см. Woods, 1914, с. 233; Biardeau, 1964, с. 388.
17.2. Букв. оно есть понятие, выражающее (vacaka) для единичного объекта.

Ср. также интерпретацию М. Биардо Biardeau, 1964, с. 389.
17.3. В тексте оригинала: уо 'yam Sabdah sf/yam arthah ya'rthah yo'rfhah sa sabda.
17.4. Подробнее см. TV III, 17, с. 143 и перевод Дж.

Вудса Woods, 1914, с. 245.
18.1. Bhagavan Jaiglsavya.

Как отмечает С. Дасгупта, автор системы йога Джайгишавья написал Dharanasastra, в которой йога рассматривается скорее в традиции тантр, а не как у Патанджали. Он упоминает различные точки тела, являющиеся центрами памяти, на которых и следует сосредоточиваться Dasgupta, 1930, с. 50, примеч. I.
19.1. В сутре pratyayasya paracitfajhdnam.
20.1. Эта сутра не выделяется отдельно ни в издании Р. С. Бодаса, ни в тексте, приведенном Б. Басу в серии Священные книги индуистов.

См. также Woods, 1914, с. 249, примеч. 2.
22.1. В санскритском тексте ayurvipaka.
22.2. В санскритском тексте соответственно adhydtmika, adhibhautika и adhi-daivika.
22.3. Вачаспати Мишра разъясняет: Vipantam (букв. в перевернутом виде -Пер.), то есть даже тогда, когда нет никаких иллюзионистских фокусов (jala), он принимает обычные деревни и города за небесные, а мир человеческих существ - за божественный TV III.

22, с. 147.
26.1. Ср. буддийскую космографию, как она представлена в Энциклопедии Абхидхармы АКБ III:


45. Здесь принимается следующее строение мира-вместилища (bhdjana-loka): внизу - круг ветра высотой в один миллион шестьсот тысяч йоджан, неизмеримый по окружности.
Как полагают, вселенная, состоящая из тройной тысячи великой тысячи миров (trisahasramahasahasralokadhatu), имеет следующее строение. Внизу располагается покоящийся на акаше круг ветра (vayumandalam), который возник благодаря совокупной энергии действий живых существ.

Его высота - шестнадцать лакхов, то есть один миллион шестьсот тысяч йоджан; по окружности он неизмерим (parinahenasamkhyam) и настолько тверд, что даже великий богатырь не может рассечь его ваджрой. Над ним располагается круг
46. воды высотой в один миллион сто двадцать тысяч.
Благодаря энергии действий, то есть совокупной кармы, живых существ на этот круг ветра из скопления облаков проливаются потоки дождя, каждая капля которого величиной с игральную кость. Так возникает круг воды. (...)
Затем эти же воды, приводимые в движение ветрами, которые порождены совокупной энергией действий живых существ, превращаются в верхней своей части в золото, подобно тому как кипяченое молоко превращается в сливки. (...)


На круге земли из золота, расположенном над водой, возвышаются
там горы Меру, Югандхара, Ишадхара, Кхадирака, а также гора Сударишна (карика 48).
49. Ашвакарна, Винитака, гора Ниминдхара.
На этом золотом круге возвышаются восемь великих цепей гор. В центре - Сумеру.

Остальные расположены вокруг нее. ...
За ними - континенты.
За ними, то есть за пределами этих горных цепей - четыре континента. А затем
снаружи - Чакравада.
Она окружает вселенную, состоящую из четырех континентов.
26,2. Имеется в виду ад Авичи (букв. Без избавления).

Подробно см. АКБ III.

58.
26.3. В санскритском тексте samgrahasloka.

См. также Woods, 1914, с. 254 со ссылкой на Вишну-пурану (11.4.97).
26.4. О космографии адов подробнее см.

АКВ III. 58, где перечисляются Пра-тапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Сангхата, Каласутра и Санджива.
26.5. В буддийской космографии эта земля называется kancanamayi bhumi - Золотая земля. См. АКВ III.

46.
26.6. Yojana - мера длины, равная восьми кротам (см.

АКВ III. 88), т. е. 7200 м.
В палийской традиции йоджана определяется как расстояние, которое без остановки может преодолеть повозка, запряженная волами. См. Denis, 1977, с. 4.
26.7. Ср. АКВ III. 55: Здесь с северной стороны Сумеру находится континент Уттаракуру. Он четырехугольный, длиной по периметру восемь тысяч йоджан и по форме подобен сиденью.

Все его стороны равны ….
Какова форма каждого из континентов, такова и форма лица у людей, живущих на них.
26.8. Согласно буддийской космографии, к югу от Сумеру нHходится Джамбуд-випа АКВ III:
Здесь же континент Джамбудвипа, который имеет форму колесницы (...)
Три стороны его по две тысячи йоджан длиной каждая (...) (карика 53).
54. а одна - три с половиной йоджаны.
Четвертая сторона континента Джамбудвипы три с половиной йоджаны длиной; именно поэтому форма его и напоминает колесницу.
26.9. Из этой фразы можно заключить, что в космографической схеме, приводимой Вьясой, гора Сумеру располагается в центре Джамбудвипы.
26.10. Так в издании Видьясагары; в других изданиях - Гомедха.
26.11. Ср. описание морей в буддийской космографии, которое приводит Васу-бандху: Между ними, то есть между горами, кончая Ниминдхарой, - семь внутренних морей, которые называются шита, то есть прохладные, полные воды, имеющей восемь отличительных свойств.

Эта вода прохладная, сладкая, легкая, мягкая, прозрачная, благовонная, при питье не вредит горлу, а выпитая, не отягощает желудок АКВ III. 51.
26.12. В санскритском тексте andamadhe vyudham.
26.13. Названия фантастических существ индийской мифологии.

Подробно см. соответствующие статьи в РЕ.
26.14. Об этих шести классах богов см. также АКВ III. 1.
26.15. В санскритском тексте aupapadikadeha; ср. upapaduka буддийской традиции. В своем комментарии к Энциклопедии Абхидхармы Васубандху говорит:
Они рождаются самопроизвольно и не походят на обычный зародыш, который пребывает сначала в послезачаточной стадии (kalala) и т. д., а также на тех, кто рожден из яйца (andaja). Они называются саморождающимися потому, что возникают сразу, без семени, крови и т. п.. См.

SAKV, с. 265.
26.16. Ср. АКB Ш. 1, 2: От этого чувственного мира (kama-dhatu)
2. вверх - мир форм (rupa-dhatu), состоящий из семнадцати местопребываний.
Спрашивается, почему?
Здесь каждое из йогических сосредоточений включает три ступени.
Первое, второе и третье состояния йогического сосредоточения включают каждое по три ступени.
Четвертое, однако,- из восьми ступеней.
Здесь, то есть в мире форм,
Первое состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые соответственно Сонмищем Брахмы, Жрецами Брахмы и Великими Брахманами.
26.17. В Энциклопедии Абхидхармы:
Второе (состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Ограниченного сияния. Безграничного сияния и Лучезарных (parittabha apramanabha abhasvarah). См. АКВ III. 2. 26.18.

Ср. АКВ III. 2:
Третье состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Ограниченного блаженства. Безграничного блаженства и Всецелого блаженства.
Четвертое состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые : ступени богов Безоблачных, Обладающих избытком добродетели. Обладающих всевозрастающим плодом и пять Чистых местопребываний: Не самые великие, Безмятежные, Прекрасные, Ясновидящие и Высшие.
Эти семнадцать ступеней вместе с пребывающими на них живыми существами и есть мир форм.



Содержание раздела