Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

 24   Приложения  1  2  

Онтологический анализ



10.1.3. Онтологический анализ

Александер и его коллеги предложили еще один уровень анализа знаний, который получил название онтологического анализа [Alexander et al., 1986]. В основе этого подхода лежит описание системы в терминах сущностей, отношений между ними и преобразования сущностей, которое выполняется в процессе решения некоторой задачи. Авторы указанной работы используют для структурирования знаний о предметной области три основные категории:

  • статическая онтология — в нее входят сущности предметной области, их свойства и отношения;
  • динамическая онтология — определяет состояния, возникающие в процессе решения проблемы, и способ преобразования одних состояний в другие;
  • эпистемическая онтология — описывает знания, управляющие процессом перехода из одного состояния в другое.
В этой схеме просматривается совершенно очевидное соответствие с уровнями концептуализации знаний и эпистемологического анализа в структуре, предложенной в уже упоминавшейся работе [Wielinga and Breaker, 1986]. Но на нижних уровнях — логического анализа и анализа внедрения — такое соответствие уже не просматривается. Онтологический анализ предполагает, что решаемая проблема может быть сведена к проблеме поиска, но при этом не рассматривается, каким именно способом нужно выполнять поиск. Примером практического применения такого подхода является система OPAL, описанная ниже в разделе 10.3.2.

Рассматриваемая схема онтологического анализа выглядит довольно абстрактной, но ее ценность в том, что она упрощает анализ плохо структурированных задач. Каждый, кто сталкивался с выявлением знаний в процессе опроса человека-эксперта, знает, как трудно найти подходящую схему организации таких знаний. Чаще всего в таких случаях говорят: "Давайте воспользуемся фреймами или системой правил", откладывая таким образом выбор подходящего метода реализации на будущее, когда природа знаний эксперта станет более понятна.



Содержание раздела