За время существования историко-экономической науки разработано множество вариантов периодизации хозяйственной истории человечества.
В настоящее время существуют три основных подхода к этой проблеме:
экономическая история человечества трактуется как восхождение от низшего к высшему;
теории исторического круговорота;
теории цивилизаций.
К первой группе теорий относится, в частности, концепция русского просветителя XVIII в. С. Е. Десницкого, который, исходя из идеи о постоянном усложнении форм хозяйственной жизни, выделил стадии: собирательства, скотоводства, земледелия и коммерческого состояния общества.
Русский ученый Л.И. Мечников установил периодизацию экономической истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (период древности), средиземноморский период (Средневековье), океанический период (Новое и Новейшее время).
Германский ученый К. Бюхер, проанализировав длину пути, который проходит продукт (услуга) от производителя до потребителя, выделил стадию замкнутого домашнего хозяйства, где каждый производит сам для себя все необходимое; стадию городского хозяйства, где производитель работает на заказ; и стадию народного хозяйства, где производитель работает на неизвестный рынок.
Б. Гильдебранд, используя явления обмена, купли, продажи, выделил три последовательные стадии: натуральное, денежное, а затем кредитное хозяйства.
Американский ученый У. Ростоу автор концепции «стадий экономического роста», которую он разработал в 60-е годы XX в. Он считает, что вся история укладывается в пять фаз: 1) традиционное общество, для которого характерно применение ручного труда, развитие сельского хозяйства как основы экономики, низкая производительность труда, медленные темпы технике-экономической эволюции; 2) период создания условий для сдвига. Движущими силами, подготовившими общество к сдвигу, было развитие науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала и рост капиталовложений в народное хозяйство; 3) стадия сдвига, или промышленного переворота, с быстрым развитием отдельных отраслей промышленности и заменой ручного труда на машинный; 4) стадия зрелости, когда был достигнут быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хозяйства; 5) стадия, обеспечивающая высокий уровень массового потребления. Однако в 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией, на которой общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Этот ученый считает, что он дал теорию экономической истории в целом, которая является современной альтернативой марксизма.
К. Марксом была разработана формационная теория. В ней за основу был взят тезис о том, что все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития: первобытнообщинную (от возникновения человека до IV тыс. до н. э.), рабовладельческую (IV тыс. до н. э. V в. н. э.), феодальную (VXVII вв.), капиталистическую (с середины XVII в. по настоящее время в ведущих странах), коммунистическую.
Эти стадии получили название общественно-экономических формаций. В основе перехода от одной формации к другой лежит эволюция производительных сил и производственных отношений. Таким образом, экономическая история человеческого общества предстает как процесс возникновения, развития и смены способов производства. Способ производства это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.
В настоящее время получили распространение подходы к периодизации под воздействием научно-технической революции. Примерами могут быть такие схемы: доиндустриальное общество индустриальное постиндустриальное (Д. Белл, А. Турен и др.), а также аграрная индустриальная технотронная цивилизация (О. Тоффлер).
Вторая группа теорий исторического круговорота стала особенно популярной в историке-экономической литературе в последние 6070 лет, хотя первые из них были созданы еще в начале XVIII в. Так, итальянец Дж. Вико, выдвинув концепцию исторических кругов, утверждал, что развитие всех народов идет по циклам. В трудах немецкого историка И. Г. Гердера история народов уподоблена жизни человека с его возрастами. Э. Мейер высказал мысль о том, что история человечества представляет собой ряд замкнутых циклов например, Древний мир, средневековье и в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, в любом из циклов можно найти и свободный, и наемный, и принудительный труд.
Третья группа теории цивилизаций, близко стоящие к теориям циклического круговорота. Цивилизационный подход строится на анализе внутренних особенностей данной цивилизации: предполагается, что цивилизация характеризуется определенной экономической системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации. Этот принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей его истории.
Идеи о неоднородности человеческого развития высказывались еще античными мыслителями. В XIXXX вв. появилось много новых теорий цивилизаций, из которых наиболее известными были теории Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А. Тойнби.
Русский ученый Н. Я. Данилевский считал, что основной реальной единицей всемирной истории является локальный культурно-исторический тип цивилизация, каждая из которых непрерывно борется с внешней средой и другими цивилизациями. Цивилизации покоятся на четырех основах культурной, религиозной, политической и экономической; эти сферы деятельности всегда были развиты неравномерно в действительности преобладала какая-то одна, что тормозило развитие народов.
П.А. Сорокин предложил разделить все цивилизации на три группы в зависимости от преобладающих в них методов познания мира: цивилизации чувственного типа для них характерно преимущественное чувственное исследование окружающей действительности; цивилизации идеациональные, в которых преобладает рациональное мышление; цивилизации идеалистические, в которых господствует интуитивный тип познания. От типа цивилизации зависит и собственно история данной цивилизации и ее экономика.
По мнению английского ученого А. Тойнби, всемирная история есть просто сумма глубоко специфических, не связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своем развитии зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и погибает. Цивилизации, соприкасаясь, не могут не влиять друг на друга, однако это воздействие не является настолько сильным, чтобы принципиально изменить характер данной цивилизации: систему хозяйства, повседневный уклад жизни, особенности национального менталитета то, что и составляет самобытность каждой культуры. Он выделил тринадцать основных цивилизаций,, из которых пять цивилизаций великие. Наиболее активной из пяти великих цивилизаций, существующих с древности до наших дней, А. Тойнби считал западную, сумевшую оказать наибольшее влияние на другие цивилизации. В число других великих цивилизаций Тойнби включал также дальневосточную (Китай), индусскую (Индия), ближневосточную (исламскую), восточнославянскую (православную). Общее же количество цивилизаций в человеческой истории около 30, большинство из них погибли, не оказав существенного влияния на развитие человечества. Тойнби полагал, что жизнеспособность цивилизации определяется прежде всего прогрессом в производительных силах и ростом производительности труда, овладением жизненной средой, способностью избегать ситуаций, решение которых не зависит от данного общества, и наличием интеллектуальной элиты творческого меньшинства: если его нет, то нет и цивилизации.
В арсенале современной цивилизационной теории присутствует также мысль о том, что мировая история в своем развитии прошла следующие этапы: этап локальных цивилизаций (шумерской, эгейской, др.), этап особенных цивилизаций (индийской, европейской), этап глобальной человеческой цивилизации, когда мировое сообщество оформилось и стало выступать как единый целостный организм.
Следует иметь в виду, что в большинстве приведенных вариантов периодизации наблюдается расплывчатость хронологических рубежей, а критерии периодизации затрагивают, как правило, не только сферу производственных отношений, а больше относятся к духовной сфере, поэтому абсолютизировать их нельзя. Для упорядочения и презентации историко-экономического материала наиболее адекватна периодизация по способам производства.
В учебнике «История мировой экономики» выделено в соответствии с общей исторической периодизацией пять эпох: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время и в разрезе этих эпох рассмотрено экономическое развитие ведущих стран. Вместе с тем хронологический и страновой подход увязан с формационным, здесь уделено внимание отличительным особенностям древневосточного («азиатского способа производства») и античного рабства; феодального способа производства, как строя, сформировавшегося в Средние века; капитализма, т. е. рыночного хозяйства, берущего свое начало от эпохи Великих географических открытий при переходе к Новому времени. Отражены особенности современной стадии развития экономики капиталистических стран. Присутствуют анализ опыта СССР по строительству социалистического общества и этапы развития мировой системы социализма.