Крито-микенская эпоха занимала наибольший промежуток времени: XXVIII–XIIвека до н.э. Свое название она получила оттого, что наиболее развитыми в политическом, хозяйственном и культурном отношениях бcли остров Крит в Эгейском море и восточное побережье полуострова Пелопоннес [5]. Особого расцвета эта цивилизация достигла в XVIII–XVвеках до н.э. на Крите, где сложилась развитая материальная культура, стали использоваться медь и бронза, началось строительство каменных зданий и храмов, получило развитие судостроение и мореплавание, были проложены дороги.
В эти века была особенно заметна связь древних греков со странами Двуречья и Древним Египтом.
Подражая египетским фараонам, греческие цари строили себе такие же великолепные дворцы, стены которых были украшены картинами из жизни животных, двери и пороги блестели от металлической обивки, полы выкладывались цветной керамикой. Так же, как и в Египте, цари строили себе усыпальницы для загробной жизни в виде пирамид.
Как и в странах Древнего Востока, все земельные угодья делились на дворцовые, частные и общинные. Основой экономики являлось дворцовое (царское) хозяйство. В аграрном секторе были заняты в основном свободные общинники, которые должны были выполнять в пользу дворца трудовые повинности и платить натуральный оброк. Вся сдаваемая продукция собиралась на дворцовых складах (это регистрировалось особыми служащими на глиняных дощечках). Здесь же функционировали ремесленные мастерские, которые обслуживали потребности дворца.
В дворцовых хозяйствах была сосредоточена не только административная власть, но и управление религиозной и экономической жизнью страны.
В середине XVвека до н.э. на острове Крит произошло сильное землетрясение, в результате которого погибло много людей, а критская цивилизация была практически разрушена. Крит утратил свое господство над Эгейским архипелагом и восточным побережьем Пелопоннеса. Среди греческих племен лидерство получили ахейцы, которые переселились в материковую Грецию. Ведущим центром стали Микены, чей расцвет пришелся на ХV–XIIIвека до н.э.
В этот период появилась частная земельная собственность, хотя еще преобладало общинное землевладение. Рабство носило в основном патриархальный характер. Из среды свободных людей стала выделяться знать, а также выборные племенные старейшины, или вожди-басилевсы (василевсы, басилеи). В конце XIIвека до н.э. Средняя Греция и Пелопоннес были захвачены пришедшими с севера дорийцами, которые находились на более низком уровне развития.
Дорийцы разрушили Микены и другие города. Это привело к упадку крито-микенской культуры.
В истории Древней Греции начался предполисный период, который также носит название гомеровского (XI–IXвека до н.э.), поскольку сведения о социально-экономической жизни конца II–начала Iтысячелетия до н.э. были получены в основном из поэм легендарного поэта Гомера Илиада и Одиссея, написанных, видимо, в IX–VIIIвеках до н.э.
Судя по этим источникам, греческая экономика в гомеровский период была отброшена назад и на протяжении почти трех столетий находилась на уровне первобытнообщинного натурального хозяйства [6]. Железо почти не использовалось, большое распространение получила бронза. В качестве денег выступал скот (быки).
В тексте упоминались купцы, как правило финикийцы. Все земли считались общинными. Они распределялись по наделам среди общинников.
Постепенно из общины стали выходить земельные собственники, претендуя на наследственное владение угодьями.
Племенные вожди-басилевсы собирали дружины из своих товарищей и самых сильных слуг и отправлялись грабить близких и дальних соседей. Часть награбленной добычи продавали (выменивали), а остальную делили между соплеменниками. Особую ценность представляли рабы, которых прежде всего забирали себе вожди. Басилевсы строили крепкие замки на крутых холмах, окружали их высокими стенами с бойницами и устанавливали господство над общинниками в округе.
Басилевсам во всем подражали их соратники. Такие замки назывались ойкосами (хозяйствами), внутри которых производились почти все необходимые продукты питания, обувь, одежда и пр. В этих хозяйствах работали не только рабы, но и зависимые общинники [7]. Власть басилевсов была ограничена аристократами (лучшими людьми) и народным собранием. В гомеровском обществе были сильны пережитки родового строя.
Роды сохраняли свое значение в общественном устройстве. Несколько племенных родов образовывали союзы— фратрии, из которых формировалось крупное объединение— фила.
Постепенно гомеровский период уступил место третьему периоду древнегреческой истории— архаическому (VIII–VIвека до н.э.), который еще имел название полисного, так как Греция в это время состояла в основном из множества мелких городов-государств (полисов). Центром полиса был город, окруженный стенами. Полис объединял не только горожан (ремесленников, торговцев), но и население сельских общин, расположенных на окрестных территориях. Данное население состояло из свободных людей, среди которых были представители старой родовой знати— аристократы, а также крестьяне, ремесленники, или демос (народ). Основой экономической жизни полиса являлась античная собственность, представлявшая собой сочетание государственной, общинной и частной собственности.
Все полноправные граждане полиса совместно обладали правом верховного собственника на землю. Этих прав не имели рабы и иные неполноправные житMли города-государства. Города-полисы держались достаточно обособленно, основываясь на хозяйственной самообеспеченности (автаркии).
Социально-экономическое развитие древнегреческих полисов шло двумя путями: афинским и спартанским. Афинский путь развития связан с преимущественным преобладанием в хозяйстве страны торговли и ремесла, широким применением рабского труда, демократическим устройством общественно-политической жизни. По этому пути кроме Афин развивались такие полисы, как Коринф, Милет в Малой Азии, Сиракузы на острове Сицилия и др.
Афины как крупное поселение возникли еще в середине IIтысячелетия до н.э. Город-государство Афины, расположенный в Аттике (юго-восточной части Средней Греции), сформировался в VIIIвеке до н.э. [8]. К этому времени власть в Афинах перешла в руки земельной знати— эвпатридов (благородных), которые вместе с приобретением права на наследственное владение землей получили право и на закабаление свободных крестьян и ремесленников.
Древние родовые вожди-басилевсы были вынуждены передать почти все государственные функции выборным представителям знати— архонтам и их совету— ареопагу. Демос, все более притесняемый эвпатридами, оказывался лишенным многих прав.
По мере развития в Аттике ремесла, внешней торговли и завоевания новых территорий внутри демоса стали формироваться новые социальные группы, состоявшие из зажиточных торговцев и ремесленников, которые также претендовали на роль рабовладельцев, стремились получить землю в частную собственность и политические права. Этого же добивались и метеки [9]. Родоплеменные отношения отходили на второй план.
Подтверждение этому можно найти в законах, изданных в 621году до н.э. афинским архонтом Драконтом (Драконом), где объявлялся приоритет частной собственности по отношению к совместной, общинной.
Законы Драконта представляли собой правила для судей, в соответствии с которыми должны были рассматриваться различные хозяйственные и уголовные дела. Большое внимание в этих законах уделялось борьбе с кровной местью, широко распространенной в Древней Греции. С этой целью в законах предусматривалась ответственность за всяческие проявления кровной мести, а также всевозможные наказания и штрафы за другие преступления. В целом законы отличались крайней жестокостью (ипо сей день жестокие меры или законы называют драконовскими).
Законы Драконта были выставлены на главных площадях городов в виде записей на деревянных или каменных столбах, а также на медных досках, чтобы каждый мог их прочитать и требовать для себя справедливого суда.
В 594году до н.э. архонтом Афин был избран Солон, который выражал интересы новых социальных групп населения. Под их давлением он провел реформы, направленные на окончательное уничтожение остатков родового строя. Так, при Солоне были сняты долговые камни с заповедных участков, аннулированы поземельные долги населения эвпатридам [10] и запрещено превращать свободного человека в раба за долги. Тем самым крестьяне вновь приобретали статус собственников. Солон запретил продажу афинян в рабство, а проданные ранее за границу афиняне были выкуплены за государственный счет.
Устанавливался строгий государственный контроль за ростом ссудного процента, а также ограничивалось количество земельных угодий в руках отдельных собственников (так называемый земельный максимум). Разрешалось дробить наделы между наследниками и продавать землю за пределы общины.
Был установлен новый порядок выборов в государственные и общественные органы Афин в соответствии с имущественным цензом (или фактическим богатством), для чего все свободные граждане были поделены на четыре разряда. Отменялись привилегии знатных слоев населения. Решение государственных проблем передавалось народному собранию.
Был учрежден суд присяжных. Предусматривалось проведение унификации системы мер и весов, а также создание единой денежной системы и т.д.