Завершение экономического объединения страны, складывание всероссийского рынка, начало мануфактурного производства создавали объективные возможности для преодоления относительной отсталости России.
Вопросы для повторения
1. Какие основные черты характеризуют экономическую раздробленность Руси в XV в.?
2. В чем заключались сущность и значение внутриклассовой борьбы между вотчинным боярством и поместным дворянством в XVI в.?
3. Проследите эволюцию экономических идей судебников Ивана III и Ивана IV.
4. Расскажите об экономических причинах объединения Русских земель в единое государство.
5. Каковы предпосылки, основное содержание и значение Соборного Уложения 1649 г.?
6. Расскажите об основных этапах закрепощения крестьян в России, охарактеризуйте роль государства в этом процессе.
7. Охарактеризуйте влияние монголе-татарской и польско-шведской агрессии на дальнейшее развитие экономики Руси.
16. Экономическое развитие стран Востока
16.1. Экономика Индии на раннем этапе феодализма
Роль варново-кастового строя
Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию в VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива.
Возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными, находились в постоянной междоусобной борьбе. Каждое из таких образований легко делилось на новые княжества, ожесточенно боровшиеся между собой за власть. Как же при политической неустойчивости могли формироваться, существовать и развиваться феодальные отношения? Парадокс заключался в том, что политическая неустойчивость раннефеодальной Индии никак не нарушала устойчивого типа экономических отношений. Это прежде всего зависимость экономики от варново-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти-собственности.
Система каст, восходящая к древнеиндийским варнам, в период раннего Средневековья была основой экономической структуры Индии. Слово «варна» с глубокой древности использовалось в Индии для противопоставления друг другу различных социальных групп; слово «каста» более позднего происхождения, это перевод на португальский слова «джати», обозначающего замкнутые группы людей, объединенные общностью профессий или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, свои жесткие формы касты принимают только в период Средневековья. Именно в этот период устанавливаются неукоснительные правила, по которым ни один человек не мог находиться вне касты и которые не допускали переход из одной касты в другую. Следует отметить, что каста как наследственная система способствовала накоплению производственного опыта, повышала качество производимых продуктов, но строгая регламентация труда сковывала всякую инициативу, и постепенно каста стала оплотом рутины в производстве. Особенно это проявлялось в городах, бывших по своей организации как бы вариантом кастовой системы. Роль каст в городах была больше, чем в деревне, поскольку городские общины были однокастовыми (касты оружейников, торговцев фруктами, ткачей и т.д.).
На весь мир славилось ювелирное, ткацкое индийское ремесло. Торговлей индийские города были связаны с многими странами мира. Роль каст в этих связях была основной, поскольку они решали все вопросы, в том числе такие, как нормирование и качество продукции.
Ремесло и торговля
Ремесленники в городах производили ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, изделия из слоновой кости и ценных пород дерева, изделия из кожи, убранства для коней и слонов, вырабатывали тончайшие шелковые и хлопчатобумажные ткани, изготовляли оружие.
Особенностью средневековых индийских городов был их аграрный характер, поскольку ремесленники, помимо своего основного труда, занимались земледелием. Торговые связи Индии с другими странами существовали с глубокой древности, но особенно активными они становятся с VII в.: из Ирана и арабских стран в Индию ввозили лошадей, а из Индии вывозили пряности, сахар, изделия художественного ремесла, хлопчатобумажные ткани.
Роль обшины
Известно, что общинная форма организации земледельцев универсальна, и потому для Индии характерным был не сам факт наличия там земледельческой общины, а то, какое место эта община благодаря варново-кастовым отношениям занимала в экономической структуре страны. По мнению специалистов, это был саморегулирующийся организм, практически не нуждавшийся в контактах с внешних миром. Внутренняя жизнь этого организма подчинялась принципу джанжмани, только в последнее время открытому и изученному специалистами. Природа джанжмани сводилась к жестко обязательному взаимному обмену, к строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины. В соответствии с этим принципом каждый в общине должен был не только знать четко свое место, обязанности и права, но и неукоснительно их выполнять, что и делало общину самоуправляемой.
Однако этот принцип не означал эквивалентности в обмене. Каждый просто должен был дать остальным то, что было предписано его кастовым положением, получая взамен в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни все для нее необходимое.
Поскольку потребности общинников были ограниченными, они редко нуждались в чем-либо сверх предусмотренного.
Роль государства
В раннефеодальной Индии отношения между производителями и государством были специфическими. Если, например, в Китае было закреплено юридически право только государства распоряжаться ресурсами страны, то в Индии такой юридической установки не существовало, хотя в Индии, как и в других странах Востока, существовал институт власти-собственности. Это означало, что магараджи и другие правители были субъектами власти-собственности, совпадавшей с суверенитетом. Материальным выражением этого были рента-налог и различные повинности с подданных. Наследственные правители и магараджи были верховными субъектами централизованной редистрибуции (перераспределения), используя по своему усмотрению доходы казны.
В чем же конкретно состояли экономические отношения между производителями и властью? Прежде всего общины платили государству традиционную 1/6 урожая, такой была и пошлина с доходов городского населения. Этого было достаточно для потребления власть имущих, для содержания армии и чиновников, храмов и обслуживавших их жрецов. Более того, у властей оставались излишки, накапливаемые в форме баснословных сокровищ, что объяснялось спецификой Индии. Это слабость бюрократической машины и ее дешевизна, строгие нормы кастовой иерархии, ограничивавшие уровень потребления, это, наконец, низкий уровень потребления основной массы населения: вегетарианское питание, скромность в одежде и простота жилища. Следует отметить, что налоги как в городе, так и в деревне платили имущие.
Рост феодального землевлаления
«Золотой век» Индии, как называли империю Гуптов, в VIIXII вв. сменился периодом раздробленности и одновременно развитием портовой торговли. Росли феодальные землевладения. Крупными землевладельцами в этот период были правители-раджи и индусские монастыри и храмы. С VIII в. им часто правители передавали земли вместе с поселениями, жители которых несли в их пользу натуральную повинность. Но наряду со все усиливающимися феодалами, крупными земельными собственниками в это время индийская община была еще относительно самостоятельной, крупной по размерам и с автономным самоуправлением. Каждый общинник владел своим полем по наследству, а торговые операции с землей контролировались общинной администрацией.
В этот период возрождается городская жизнь, развиваются портовые города, рядом с замками землевладельцев возникают новые города, в которых расселяются ремесленники, обслуживавшие потребности двора и войска феодала. Между городами усиливается обмен, развиваются ремесла, формируются группировки ремесленников по кастам. С развитием ремесел и торговли растут налоги, которыми землевладельцы облагали горожан. Это было причиной социальной нестабильности, более явной в городах, чем в опутанной кастовостью индийской деревне.
16.2. Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-XV вв.)
С XI в. начинаются набеги на Индию турок-мусульман, сопровождавшиеся грабежами сокровищ махараджей и храмов. В] 1206 г. они захватили долины Джамны и Ганга.
В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство Делийский султанат со столицей Дели; оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком персидский. В Дели последовательно сменялись династии Гулямов, Хидджи, Туглакидов. Происходили завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и платили ему ежегодную дань.
Территория и земельные отношения
Первым султаном был Айбек, династия которого правила до 1290 г. Исламские воины по лучили условные владения в форме икта*, мусульманские духовники и мечети получили значительную часть индийских земель в форме вакуфов**, а индийские махараджи должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и платить им дань. Династию Гулямов сменила власть Ала-ад-дина, не допустившего проникновения в Индию монголов. Ала-ад-дин присоединил к Делийскому султанату значительную часть индийских земель (Декан, Южную Индию и др.), что принесло султану в виде трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, большое количество золота и драгоценных камней.