Экономические реформы в Китае


Поэтому в 1990 г. правительство приступило к инвентаризации имущества государственных предприятий с целью подготовки их перевода на арендный подряд, составной частью которого является обоснованное определение размеров арендной платы для взносов в бюджет.
Некоторым диссонансом указанным процессам прозвучало сообщение о подготовке и обсуждении нового пятилетнего плана социальноэкономического развития республики, который был рассмотрен в 1991 г. на V съезде Народнореволюционной партии Лаоса. Однако лаосские экономисты не видят здесь какоголибо противоречия или ;, попыток возврата к старым методам хозяйствования. Глав | ная задача плана создание условий для пропорционального сбалансированного развития экономики при изменении структуры народного хозяйства. Основной упор в пер
спективе Ьудет делаться на сельское хозяйство, которое станет базой развития перерабатывающей продукции. Важный аспект определение роли каждого из экономических укладов в хозяйственной структуре и мер для закрепления их экономического равенства. Государство определяет перспективы регионального развития и создает условия для направления инвестиций в определенные провинции.

Вместе с тем, план не содержит директивных показателей. Предполагается, что все будет определяться потребностями и возможностями рынка,
Таким образом, Лаос не отказывается от государственного регулирования, но лишь на макроуровне. В сфере его деятельности остаются банки, оптовая торговля, оборонные предприятия, электроэнергетика, средства связи. Кроме того, государство берет на себя обязательство гарантировать социальную справедливость в обществе.

Большие надежды возлагаются на иностранные инвестиции, которые разрешено делать не только в госсектор.
Результаты проводимых в Лаосе преобразований позволили некоторым наблюдателям определить их как «лаосское чудо», поскольку страна довольно быстро проходит путь от натурального хозяйства к рыночной экономике.
Экономические процессы в КНДР в последние годы, особенно в связи с событиями в других странах Азии и Восточной Европы, подвели северокорейское руководство к необходимости поиска путей для преодоления экономического застоя, который выражался в снижении темпов экономического роста до 2%, нехватке продуктов питания, одежды, медикаментов, хроническом невыполнении плановых заданий (так, показатели, предусмотренные на 1990 г., перенесены на последний год третьего семилетнего плана 1993 г.), неэффективности системы управления. Причинами кризисного состояния экономики являются хроническая нехватка энергии и сырья, высокие военные расходы (до 30% годового бюджета). Слабость экспорта затрудняет погашение внешней задолженности, которая, по различным оценкам, составляла от 3 до 4,5 млрд. долл. западным странам и 2,2 млрд. долл.

Советскому Союзу (на 1 ноября 1989 г.).
В этой ситуации руководство всеми силами стремилось сохранить политическую стабильность гарант повыше
ния уровня жизни трудящихся. Одновременно усиливалась пропаганда преимуществ социалистического строя в КНДР, который, как отмечалось в резолюции 6го пленума ЦК ТПК 6го созыва (январь 1990 г.), отвечает стремлению и требованиям всего народа и пользуется его абсолютной поддержкой. Особенно подчеркивалась счастливая, обеспеченная жизнь народных масс, основанная на отмене имущественного неравенства. В одной из речей (май 1990 г.) Ким Ир Сен (19121994) говорил: «Мы, конечно, не можем сказать, что сейчас наш народ живет зажиточной жизнью....

Но все живут одинаково счастливо. В стране все материальные блага, созданные трудом народа, направляются на рост благосостояния самого народа. По мере роста темпов социалистического строительства непрерывно повышается материальный уровень жизни народа»'.



Действительно, в КНДР бесплатные обучение и медицинское обслуживание, отменены все налоги, плата за коммунальные услуги является символической, нет безработицы, карточной системой охвачено все население, но перспективы такого развития весьма сомнительны.
Экономическая ситуация на Кубе также остается непростой. Начиная с 1986 г. в стране нарастают кризисные явления. В 1989 г. (за исключением транспорта и сахарного производства) ни одна отрасль не выполнила плановых заданий. Несмотря на существующую в течение трех десятилетий систему нормированного распределения основных продуктов питания и промышленных товаров, гарантированное снабжение населения так и не стало реальностью.

Продолжает снижаться уровень жизни населения. Возникла безработица. Численность безработных составила 6% от количества занятых в государственном секторе. В основном это молодежь до 30 лет.

Внешняя задолженность странам с рыночной экономикой превысила 7 млрд. долл.
В конце 80х годов на Кубе была предпринята попытка преодолеть негативные процессы, но упор был сделан на усиление командных начал в руководстве народным хозяйством и идейновоспитательную работу. В результате страна не получила заметных положительных результатов. Однако
1 См.: Коммунист. 1990. №16. С.98.
правительство отвергает возможность осуществления реформ, аналогичных восточноевропейским. Эту позицию подтвердил Ф.Кастро (род. в 1926) в декларации «К народу Кубы», утвержденной 25 декабря 1989 г. Национальной Ассамблеей народной власти.
3.6 Экономические реформы в Китае
Китай крупнейшая страна мира с населением около ИЗО млн.человек, из которых сельское население составляет 70%, городское 30%. В конце 80х годов около четверти населения Китая было неграмотно, в основном это относится к сельским жителям. Китай горная страна с низким процентом освоения земель: 65% территории Китая занимают горы, плато и возвышенности. На 1 человека приходится в среднем 1,6 му пахотной земли, на 1 сельского жителя 1,8 му1.

Наиболее распространено значение 0,067 га. Известно, что более половины земельных угодий Китая подвержены стихийным бедствиям и что больших возможностей для освоения новых земель в Китае нет. Основу экономики современного Китая составляет сельское хозяйство.
В период после 2й мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам.
Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, и были завершены в основном к 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны.
С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерной была пос
Му земельная мера в Китае. В разных районах меняется от 0,015 га До 0,32 га. Наиболее распространено значение 0,067 га.
ния уровня жизни трудящихся. Одновременно усиливалась пропаганда преимуществ социалистического строя в КНДР, который, как отмечалось в резолюции 6го пленума ЦК ТПК 6го созыва (январь 1990 г.), отвечает стремлению и требованиям всего народа и пользуется его абсолютной поддержкой. Особенно подчеркивалась счастливая, обеспеченная жизнь народных масс, основанная на отмене имущественного неравенства.

В одной из речей (май 1990 г.) Ким Ир Сен (19121994) говорил: «Мы, конечно, не можем сказать, что сейчас наш народ живет зажиточной жизнью.... Но все живут одинаково счастливо. В стране все материальные блага, созданные трудом народа, направляются на рост благосостояния самого народа.

По мере роста темпов социалистического строительства непрерывно повышается материальный уровень жизни народа»'. Действительно, в КНДР бесплатные обучение и медицинское обслуживание, отменены все налоги, плата за коммунальные услуги является символической, нет безработицы, карточной системой охвачено все население, но перспективы такого развития весьма сомнительны.
Экономическая ситуация на Кубе также остается непростой. Начиная с 1986 г. в стране нарастают кризисные явления. В 1989 г. (за исключением транспорта и сахарного производства) ни одна отрасль не выполнила плановых заданий. Несмотря на существующую в течение трех десятилетий систему нормированного распределения основных продуктов питания и промышленных товаров, гарантированное снабжение населения так и не стало реальностью.

Продолжает снижаться уровень жизни населения. Возникла безработица. Численность безработных составила 6% от количества занятых в государственном секторе.

В основном это молодежь до 30 лет. Внешняя задолженность странам с рыночной экономикой превысила 7 млрд. долл.
В конце 80х годов на Кубе была предпринята попытка преодолеть негативные процессы, но упор был сделан на усиление командных начал в руководстве народным хозяйством и идейновоспитательную работу. В результате страна не получила заметных положительных результатов. Однако
1 См.: Коммунист. 1990. №16. С.98.
правительство отвергает возможность осуществления реформ, аналогичных восточноевропейским. Эту позицию подтвердил Ф.Кастро (род. в 1926) в декларации «К народу Кубы», утвержденной 25 декабря 1989 г. Национальной Ассамблеей народной власти.



Содержание раздела