новке (прежде всего снижение уровня жизни населения]) обостряющей общую нестабильность, приступило к разра^ ботке варианта оздоровления экономики и преодоления хаоса] рассчитанного на два четыре года. В Румынии полагали] что такой стабилизационный период необходим для подго^ товки перехода к рыночной экономике. Была начата пракi тическая работа по выполнению первых декретов новой власти, свидетельствующая об осторожном подходе к эко„ номическим реформам.
Осуществлялась перекачка ресурсов из производства в социальную сферу, особенно для нормализации снабжения населения потребительскими товарами в энергией.
Постепенно изменялась роль центральных органов управления: сократилось количество распределяемой централизованно продукции с 1800 до 1400 видов, более гибкой стала система плановых показателей. В сельском хозяйстве были повышены закупочные цены, равно как и заготовительные на 40%, а также выделено членам сельхозкооперативов до 0,5 гектаров земли в бесплатное семейное пользование (прочим жителям села и города предоставлялось по их желанию и с согласия кооперативов до 0,25 гектаров за определенную плату). Приусадебные участки членов кооперативов (не более 0,6 га) были объявлены частной собственностью с правом наследования.
Результатом либерализации цен в Румынии в конце 1990 г. явился рост цен на продовольственные товары на 661%, промышленные на 114%1. Особенности освобождения цен в Румынии заключались в следующем. Не разрешалось устанавливать свободные цены на потребительские товары, если на рынке были представлены меньше трех поставщиков данной продукции; цены на некоторые товары могли быть установлены с согласия государственных органов. На втором этапе либерализации (апрель 1991 г.) свободные цены были установлены на 83% оборота потребительских товаров и 89% оборота продукции промышленного назначения.
За четыре последующих месяца цены в целом выросли на 316%. Правительство обещало населению ком
* Проблемы прогнозирования. 1993. № 1. С.121.
рсп^г . ,
вставила лишь половину запланированного размера. Соци«дьная напряженность (ответ на рост цен) заставила правительство в ноябре 1991 г. установить прейскурантные цены да мясо и мясные продукты, снизив цены на них вдвое.
В 1992 г. сокращение ВНП, промышленности и сельского хозяйства здесь было самым резким. Производство, потребительский рынок удалось сохранить почти исключительно за счет притока внешних кредитов, которые пошли в основном на покрытие дефицита взаимных платежей хозяйствующих субъектов.
Структурный кризис затронул как отрасли тяжелой Промышленности, зависящей от импортных ресурсов, так и пищевкусовую промышленность. По данным 1993 г., сокращение промышленного производства не прекратилось. Нестабильность экономики проявилась и в сфере ценовой и финансовой политики.
Объем бюджетного дефицита на 1993 г. оценивался в 6% ВНП.
В Болгарии после ряда неудавшихся попыток на рубеже 80х годов, проходивших на фоне слада темпов экономического роста, в 19871988 г. начался новый этап реформ. Правительство сделало ставку на быстрое внедрение рыночных отношений и предложило с целью смягчения болезненных последствий сочетание быстрого («шокового») варианта экономической реформы с постепенным. Главное в антикризисной программе переход от централизованного планирования к экономическим отношениям, основанным на многообразии форм собственности и хозяйствования. Предполагалось, что свободное ценообразование должно пройти в два этапа, сочетаясь с мерами по контролю за инфляцией.
Большое внимание уделено экономии государственного бюджета при ограничении роста доходов населения. В целях сокращения внешней задолженности, оцениваемой на середину 1990 г. в 1011 Млрд.долл., предусматривалось сокращение импорта и увеличение экспорта. В Декларации правительства (февраль 1990 г.) Указывалось, что государственное регулирование экономики будет осуществляться косвенными методами с помощью бюджета, налогов, отчислений, таможенных пошлин, кредитов, централизованных капиталовложений и т.п. Пред
Это усилило объединительные, тенденции, и в октябре 1990 г. создание единого германского государства стало историческим фактом.
Валовый национальный продукт | Промышленное производство | |||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 |
Болгария | 13,3 | 25,8 | 12,0 | 6,0 | 17,5 | 27,8 | 22.0 | 10,0 |
Венгрия | 3,3 | 10,0 | 5,0 | 1,0 | 5,0 | 20,0 | 10,0 | 1,0 |
Польша | 11,6 | 9.0 | 2,0 | 4,0 | 24,0 | 11,9 | 4,2 | 5,0 |
Румыния ЧехоСловакия* | 7,4 3,1 | 13.1 16,0 | 15,0 8,5 в знам | 8,0 3.0/6.0 енателе | 19,7 3,7 Слова | 21.0 23,0 кия. | 21,8 11,0 | 12,0 6,0/10,0 |
* В числителе | Чехия. |
Таблица 2. Рост потребительских цен, прирост в % к предыдущему году
1990 | 1991 | 1992 | |
Болгария 65 474 | 80 | ||
Венгрия 29 35 | 23 | ||
Польша 585 70 | 43 | ||
Румыния 51 223 ЧехоСловакия 10 59 | 150 11 |
Итак, выделим некоторые наиболее важные черты реформировании экономического строя стран Восточно! Европы в 19801990е гг.
В радикальном обновлении социальноэкономической системы в бывших социалистических странах решающая роль принадлежит государству, которое на начальном этапе реформ представляет собой совокупность органов власти, не подчиняющихся рыночным механизмам, управляющих экономикой по сути принудительными мерами. В процессе реформирования государство постепенно теряет роль верховного собственника средств производства и органов управления хозяйственной деятельностью. Предприятия постепенно обретают независимость от государства. Однако на начальном этапе реформ значительная часть предприятий все еще сохраняла зависимость.
Отсюда закономерны патернализм по отношению к государственным предприятиям и лояльная бюджетная политика государства. В Польше, Болгарии, Румынии патернализм проявляется в большей степени. Предприятия, привыкшие к государственной поддержке, были не в состоянии отказаться от субсидий. В Венгрии и ЧехоСловакии проводилась более жесткая политика по отношению к неперспективным предприятиям.
В этой ситуации важнейшей проблемой выступает проблема нахождения баланса между государством и рынком. Ее решение означает прежде всего переход от административнокомандного управления к гибкому экономическому регулированию, определение сфер государственного и рыночного регулирования в процессе становления рынка. При этом соотношение государственных и рыночных элементов не может быть одинаковым во всех реформируемых странах, что обусловливается особенностями каждой страны. Как подтверждает реальность, безусловны и общие принципы в подходе к трансформации бывших социалистических стран.
К ним относятся: приватизация собственности, демонополизация, формирование экономики открытого типа, финансовая стабильность и др. Успех реформ зависит во многом от наличия рыночных структур в прежней, социалистической системе хозяйства, товарноденежной сбалансированности, оптимального соотношения крупных, средних и мелких предприятий, наличия предпринимательского слоя,