Сложность и противоречивость нынешнего этапа российских экономических преобразований заставляет еще раз обратиться к опыту экономических реформ в различных странах и регионах мира. А учет российской специфики требует ответов на сложные вопросы: Можно ли проводить реформу помедленнее, без шоковой терапии Что следует защищать в первую очередь — производство или стабильность рубля Целесообразно ли поддерживать торговое посредничество в ущерб материальному производству Разумно ли полагаться лишь на рыночную стихию без государственного регулирования Можно ли провести реформы, не обрекая граждан России на нищету
Уходящий XX век, наполненный потрясениями как в политической, так и в экономической жизни планеты, характерен тем не менее поиском эволюционного пути развития. Преобладающей тенденцией разрешения кризисных ситуаций является влияние на общественные процессы путем гибкого маневрирования, чередования принципов рыночного и государственного регулирования экономики. Оптимальное соотношение между рыночной конкуренцией, влиянием крупных корпораций и централизованным государственным механизмом воздействия на экономические процессы — таков, на наш взгляд, механизм регулирования экономических процессов в развитых Капиталистических государствах.
Этим во многом определяется роль экономической политики как средства выхода из кризиса при решении хозяйственных проблем. А хозяйственные реформы и составляют комплекс мер по выработке и реализации новых принципов органPзации экономической жизни государства.
Пособие рассматривает период с окончания первой мировой войны до настоящего времени. Структура его включает четыре главы, три из которых посвящены характеристике реформ возрождения экономики зарубежных стран, а четвертая — реформам и хозяйственным преобразованиям советской России.
В первой главе рассматриваются различные варианты восстановления экономики ведущих стран (США, Германии, Великобритании, Франции) в межвоенный период 1919— 1939 гг., когда необходимо было возрождать хозяйство после разрушений, причиненных мировой войной и великой депрессией 1929—1933 гг.
Во второй главе показаны меры, предпринятые ведущими странами (Германией, Францией, Великобританией, Японией) для подъема национальных экономик после второй мировой войны. Освещена роль в восстановительном процессе плана Маршалла.
В третьей главе уделено внимание экономическим проблемам современного этапа мирового хозяйства, проанализированы содержание и результаты рейганомики, экономической политики правительства М.Тэтчер, а также попытки реформирования хозяйственного механизма в странах Восточной Европы, Азии и Кубы.
Четвертая глава посвящена преобразованиям, осуществленным в России в период от Октябрьской революции и до сегодняшнего дня.
В конце каждой главы даются выводы и предлагаются контрольные вопросы. Степень понимания материала студенты могут проверить по предложенному тесту.
Справочный аппарат пособия состоит из хронологической таблицы, указателя имен, списка рекомендуемой литературы.
Учебное пособие написано коллективом авторов в следующем составе: проф. А.Н.Маркова — общее редактирование, п. 1.3, п. 2.5 в соавторстве с Е.С.Бирюковым; проф. Н.С.Кривцова — введение, п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 4.4, заключение, приложения, выводы по главам; доц. А.С.Квасов — п. 1.6, 2.4; доц.
Г.И.Рябикова — п. 1.4; преподаватель Е.М.Мурашова — п. 1.5; доц. Е.С.Бирюков — п. 4.2;
доц. Ю.И.Топалова — п.3.1; ст.преподаватель Е.А.Козлова — п. 3.2., 4.3; доц. Н.О.Воскресенская — п. 3.3, 3.6; доц. Ю.К.Федулов — п. 3.4 в соавторстве с доц. Ф.О.
Айсиной, п. 3.5, 4.1.
1.1. Экономические итоги Первой мировой войны. Версальский мирный договор
Обострившиеся в начале XX века противоречия между ведущими державами в ходе борьбы за передел мира, сферы влияния и приложения капитала, международный рынок, источники сырья привели к жестокой войне между двумя коалициями — германо-австрийским блоком и Антантой.
Первая мировая война (1914—1918), охватив вначале 8 европейских государств, в дальнейшем втянула более 30 стран с полуторамиллиардным населением (две трети населения планеты), с 30-миллионной численностью в действовавших армиях. Война велась на территориях Европы, Азии и Африки общей площадью свыше 4 млн.кв.км с протяженностью фронтов от 2,5 до 4 тыс.км.
Не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, первая мировая война принесла неисчислимые бедствия. Так, из 74 млн .мобилизованных погибло около 10 млн. и было ранено свыше 20 млн. Около 10 млн. человек за эти годы умерло от эпидемий и голода.
А если к этому добавить сокращение рождаемости, то общее число потерь составило около 36 млн .человек.
Кроме того, страны-участницы понесли колоссальные военные потери и расходы. В ходе военных действий были потоплены около 500 боевых кораблей, тысячи вспомогательных и 6 тыс. торговых судов. Быстро иссякли горы оружия, заготовленного в предвоенное время, что потребовало перевода всей экономики воевавших стран на военные рельсы, привело к структурным диспропорциям в экономике, бездарному расходованию массы сырья, средств, трудовых усилий.
О невиданных масштабах военной экономики свидетельствуют, например, такие факты: в 1917 г. на войну работали со стороны Антанты (без США) более 40 тыс. предприятий с 13 млн. рабочих. В странах германо-австрийского блока — около 10 тыс. предприятий с 6 млн. рабочих. За годы войны изготовлено в ведущих странах около 30 млн. винтовок, более 1 млн. пулеметов, свыше 150 тыс. артиллерийских орудий, более 9 тыс. танков, свыше 180 тыс. самолетов и пр.
В свою очередь Вашингтонская конференция (1921—1922 гг.) разработала договоры, регулировавшие отношения капиталистических стран в области военно-морских проблем и вопросов, связанных с Дальним Востоком и бассейном Тихого океана.
Центральное место в Версальско-Вашингтонской системе занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. державами-победительницами (США, Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгия и др.), с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. Основные статьи договора свелись к территориальным, военным и репарационным проблемам.
По Версальскому мирному договору территория Германии сократилась по сравнению с 1914 г. на 1/8, а население — на 1/10. Условия договора предусматривали возвращение Германией провинций Эльзас и Лотарингия Франции (в границах до Франко-Прусской войны 1870—1871 гг.), округов Мальмеди и Эйпен — Бельгии; Познани, части Поморья и части территории Пруссии — Польше. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в 1923 г. был присоединен к Литве). На решение плебисцита передавался вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии.
Судьба этих территорий решилась позднее: северная часть Шлезвига перешла к Дании (1920 г.), часть Верхней Силезии — к Польше (1922 г.), другие спорные территории остались у Германии.