Однако, существуют и противопоказания к применению телекоммьютинга: так, некоторые компании характеризуются такими системами управления и организационной культурой, которые пока что не могут быть адаптированы к предлагаемому телеработой уровню гибкости. Многие менеджеры не уверены в своих возможностях «управлять и осуществлять контроль на расстоянии», поскольку не верят в соответствующие способности своего персонала, а, следовательно, считают, что при работе на дому служащие будут склонны недорабатывать. Зачастую руководство компаний убеждено, что работа посредством новых коммуникационных технологий может привести к утечке жизненно важной информации.
К тому же не все рабочие задачи могут быть хорошо решены в распыленной, самоуправляемой среде: существует много заданий, выполнение которых значительно выигрывает от тесных взаимодействий исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергетики интенсивно сотрудничающих групп. В некоторых видах обслуживания клиентов или деятельности по продаже важную роль играет дух команды и внутренняя мотивация, которые наилучшим образом генерируются лидерами и менеджерами при личном контакте и интенсивном контроле за исполнителями
Преимущества телеработы для наемных работников:
1. Уменьшение времени на дорогу и снижение материальных затрат на транспорт. Это преимущество является наиболее очевидным достоинством и основным мотивирующим фактором для подавляющего большинства современных телеработников. В соответствии с представленными в сети Интернет мнениями специалистов, изучающих проблему, большинство телерабочих использует, по крайней мере, часть высвобождаемого из-за отсутствия необходимости «ехать на работу» времени для выполнения дополнительных заданий.
2. Решение проблем, связанных с семейной жизнью, «поддержание баланса» между семьей и работой. Эффективно организованная телеработа, применение гибких рабочих программ исключают необходимость пространственно-временных перемещений, до последнего времени напрямую связанных с возможностями и степенью успешности «карьерного роста». Даже в тех случаях, когда телерабочий тратит достаточно много времени на решение своих производственных задач, он все равно остается в кругу семьи и может участвовать в выполнении домашних обязанностей, таких, например, как присмотр за детьми, поход за покупками и т. п.
3. Гибкий график работы. В большинстве случаев телекоммьютинг предполагает гибкий подход к использованию и организации рабочего времени. Каждый индивид имеет свой личный дневной «ритм»: некоторые наиболее активны утром, другие вечером. Традиционный график работы «приговаривает» всех работать строго в одно и тоже время, тогда как гибкая схема телеработы может означать индивидуальную свободу заканчивать и начинать трудовую деятельность в соответствии с наилучшим условиями для продуктивной работы.
Заметим, однако, что существуют случаи, когда должностные обязанности требуют готовности работать в специфические, конкретно определенные часы, например, в часы активности клиентов.
4. Сохранение и развитие трудовых навыков. Наемные работники, которые в обычной ситуации должны были бы оставить работу (например, по причине переезда), теперь могут ее сохранить. Служащие, которые берут отпуск по уходу за ребенком или по другим причинам, могут продолжать свою работу, используя удаленный доступ, на временной основе, или полный рабочий день и оставаться таким образом вовлеченными в работу фирмы, сохраняя навыки и квалификацию.
Кроме того, наемные работники, работающие посредством систем телеработы, избегают трудностей, связанных с дорогой, неисправностью личного или общественного транспорта, задержками по пути в офис, которые могут привести к уменьшению зарплаты из-за опозданий и отсутствия на работе и стрессу от тяжелой поездки до работы. У телеработников остается больше времени на самосовершенствование и улучшение производственных и профессиональных навыков.
Индивиды, которые участвуют в трудовом процессе посредством сетевых технологий, получают новые возможности, являющиеся следствием доступа к обширной сети «полезных связей, контактов» и ключевой информации. Так, одним из позитивных последствий технического и социального прогресса является возможность свободного выбора места работы. Телекоммьютинг предоставляет новые возможности как горожанам, так и людям, живущим в сельской местности и имеющим доступ к Интернет-технологиям.
Второе местное сообщество должно предпринять определенные шаги для создания доступа к информационному пространству коммуникационной сети и обеспечения возможности «дистанционной работы» для населения.
3. Предоставление доступа к работе людям с ограниченными возможностями (в том числе и находящимся в заключении), которым телеработа может дать возможность не только работать, но и обучаться, общаться. К их числу относятся люди, имеющие специфические проблемы, например, ограничения по здоровью, не позволяющие им передвигаться или иметь нормальный рабочий день; одинокие родители, которые не имеют возможности оставить ребенка; люди, ухаживающие за пожилыми или больными родственниками.
4. Оживление экономики (использование телеработы в качестве важного элемента программы оздоровления экономики). Однако стоит иметь в виду, что, также как и в случае с любыми новыми технологиями, телекоммьютинг дает выгоды и преимущества только тогда, когда она применяется правильным образом и в нужных ситуациях. Специалисты в области внедрения новых телекоммуникационных услуг отмечают, что в большинстве случаев не существует глобальных проблем, полностью исключающих возможность использования Т. в условиях того или иного предприятия или организации. Вместе с тем, если программа телекоммьютинга недостаточно хорошо продумана или плохо адаптирована к условиям конкретной действительности, ее применение может иметь негативный эффект и отрицательные социально-экономические последствия.
И в этом нет ничего удивительного: если мы заставляем кого-нибудь использовать удаленный доступ в плохих условиях для выполнения неподходящих заданий, то, вряд ли, стоит удивляться появлению проблем. Слишком часто люди, потерпевшие неудачу, вызванную, на их взгляд, несовершенством всей системы телекоммьютинга, делают поспешные выводы типа: «телекоммьютинг не срабатывает» или «телекоммьютинг не срабатывает для нас». Хотя на самом деле правильнее было бы сказать: «Мы что-то перепутали в процессе применения телекоммьютинга».
Социально-экономические выгоды, получаемые в результате применения системы телекоммьютинга, побуждают государственные и общественные организации разрабатывать правила и документы, законодательно регулирующие, конкретизирующие и детализирующие все аспекты телекоммьютинга в различных практических ситуациях. В США, например, уже действует целый ряд таких документов: ADA Акт по правам американцев, имеющих ограниченную трудоспособность; ЕЕО Акт, обеспечивающий возможности равного трудоустройства; FLSA Акт по справедливым трудовым стандартам; LMRA Акт по взаимоотношениям исполнителей и менеджеров; SOHO Правила по малому / домашнему офису и другие.