12) В качестве подсобного метода, позволяющего судить об общей и специальной психомоторной пригодности испытуемого обучаемого к данному трудовому движению, мы применяем разработанный д-ром Озерецким в ЦИТе метод психомоторных тестов, служащий к установлению индивидуальных динамических постоянных, так же, как антропометрия устанавливает индивидуальные статические, постоянные.
III. Формальные требования.
13) Нормаль движения должна содержать характеристику его основных биомеханических элементов. Эти элементы суть:
a) Общая биостатика.
b) Конструкция движения:
Инвентарь органов, сочленений, инструментов: Форма движения в пространстве. Протекание движения во времени (темп, ритм, последовательность).
c) Силовой анализ движения.
Скорости движения и места достижения этих скоростей. Распределение усилий статических и кинетических. Мышечная формула движения.
d) Точность движения.
e) Координация движений.
14) Нормаль должна удовлетворять следующим требованиям:
a) Внутренней согласованности и механической выполнимости.
b) Достаточности (не содержать ничего излишнего, тавтологического) .
c) Необходимости (определять все движение вполне однозначно).
d) Усвояемости.
15) Нормаль должна обладать достаточной гибкостью, чтобы быть выполнимой любым индивидом, но не за счет неопределенности и расплывчатости ее, а за счет основанности на таких универсальных невро- и биомеханизмах, которые должны и могут быть выработаны в индивиде, вовлекая его в массовый стандартный прием работы и активируя потенциально заложенные в нем психомоторные возможности.
Источник: Нормализация движений в ЦИТе (Тезисы
доклада д-ра Ник. Бернштейна на 1-м Международном Съезде по НОТ в Праге) // Организация труда. 1924. № 5. С. 77-79.
Глава 15
КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ГАСТЕВА
20-е годы представляют собой, пожалуй, самую яркую страницу в истории отечественной науки управления. Этот период поражает воображение современников не только грандиозностью замыслов, количеством новых идей, проектов и теорий, ожесточенностью идеологических дискуссий, но и грандиозностью личностей, которых дал Отечеству «серебряный век».
Жизнедеятельность А. Гастева
Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В. В .Маяковский и А. В .Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.
С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.
Разработки Гастева получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.
Концепция культурных установок
Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу.
Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной и труднее при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.
На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, приятно ему или нет. Искусство коллективной работы, по Гастеву, основывается на умении приспосабливать личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения.
Первым актом «организационного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука «педагогика тренировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа» [13, с. 55]. Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке.
На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма. Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник.
Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.
Трудовое обучение
Исходная ступень трудового обучения руководителя исполнительская работа, простое «послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен человек». Исполнительская работа дается труднее распорядительской и требует большего времени, усилий и воли. В ней воспитывается скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед будущим руководителем следует ставить задачи « на быструю распланировку стола, обставление комнаты, розыск телефонов, нахождение адресов... ни одного поручения без срока, ни одного задания без измерений» [13, с. 57].
Лишь после прохождения школы организационно-распорядительской деятельности, работника можно допускать к более сложным, планирующим функциям.
Гастев был убежден, что труднее и дольше осваивается самое простое и элементарное, нежели самое сложное и непонятное. Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распорядительской, начинать с организации труда и переходить к осмыслению ее содержания. В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ.
Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе. Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам молотку, клещам, карандашу. На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т. е. нацеленность на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению.
Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администраций (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его «анатомии» и устройстве. Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила по книгам. Поэтому и трудовая культура это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка» [13, с. 172].
Надо начинать с простого ухода и налаживания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.
Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и экономии движений. Метод бытовая и производственная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности проходит по трем линиям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения».
При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека.