Возьмите чуть ли не любой график — внутридневной, дневной, недельный или более долгосрочный, и вы наверняка найдете примеры действия принципа изменения полярности. Немудреная вещь — но сколько в ней мудрого! Почему так? Причина кроется в первооснове технического анализа: это оценка эмоций и действий широких масс трейдеров и инвесторов. Следовательно, чем лучше технический инструмент определяет поведение, тем он должен быть эффективнее. Принцип изменения полярности работает столь успешно потому, что он основан на рациональных принципах психологии биржевой игры. Каковы же эти принципы? Они связаны с реакцией людей на движение рынка против их позиции или с их опасениями упустить выгодную сделку.
Какая цена на любом графике является, по-вашему, самой важной? Максимумы текущего движения цен? Минимумы? Или вчерашняя цена закрытия? Не то, не другое и не третье. ^Самая важная цена на любом графике — это цена, по которой вы вошли в рынок. Люди становятся сильно сосредоточены и эмоционально привержены цене, по которой они купили или продали.
Значит, чем активнее идет торговля в данной ценовой области, тем больше игроков эмоционально привержены этому уровню. Но при чем же тут явление перехода прежнего сопротивления в поддержку, а прежней поддержки — в сопротивление? Для ответа обратимся к рисунку 11.29. В конце декабря резкое снижение цен завершилось на отметке 5,33 долл. (область А). При последующей проверке этого уровня наметились, по меньшей мере, три группы потенциальных покупателей.
Группа 1: это те,-кто ожидал стабилизации рынка после предшествующего снижения и кто имеет теперь точку, при которой рынок обрел поддержку — 5,33 долл. (минимумы от 28 декабря в области А). Успешная проверка этой поддержки (в области В) через несколько дней наверняка привлекла новых быков.
Группа 2: это бьюшие обладатели длинных позиций, которые были вытеснены с рынка по стоп-приказу во время падения цен в конце декабря. При подъеме от В к В1 (в середине января) некоторые из бывших быков, выбитых с позиций, могли теперь решить, что были правы, считая рынок серебра бычьим. Просто они неверно определили момент покупки. Теперь же — самое время покупать. Они хотят, чтобы восторжествовал их первоначальный расчет. И они ждут возвращения цен к поддержке в области С, чтобы снова сыграть на повышение.
Группа 3: это те, кто купил в областях А и В. Видя подъем от В к В1, они, возможно, захотят добавить к позиции при условии «сходной цены». И они получают эту сходную цену в области С, ибо рынок — на уровне поддержки. Таким образом, в области С покупателей прибавляется. А затем, вдобавок, еще один откат (к D) пополняет ряды быков.
Далее у быков начинаются проблемы. В конце февраля цены прорывают области А, В, С и D. Все, кто покупал в этой прежней области поддержки, имеют теперь убыточную сделку. Им хочется выйти из нее с наименьшими потерями. И они с благодарностью воспользуются подъемами до уровня покупки (вблизи 5,33 долл.), чтобы закрыть длинные позиции. Значит, те, кто поначалу покупал в областях А, В, С и D, могут теперь стать продавцами. По этой основной причине прежняя поддержка превращается в новое сопротивление.