МАРС, SWIFT



Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств по подложным документам.

Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения количества предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не готов к обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.

Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для проведения расчетов в рублях.

Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов. Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее надежности.

В достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных расчетов в масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские отношения играют безусловно положительную роль. По системе прямых межбанковских корреспондентских отношений проходят значительные объемы расчетных операций, что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка. Корреспондентские отношения способствуют развитию разнообразных форм сотрудничества между банками.

В организации системы безналичных расчетов в России наметились положительные сдвиги. Однако, в целом расчетная система не отвечает требованиям мировых стандартов. Предстоит еще многое сделать.

На сегодняшний день определился, хотя еще далеко не окончательно, круг коммерческих банков, сумевших создать собственные сети банков-корреспондентов. Между ними развернулась конкурентная борьба на рынке межбанковских расчетных услуг.

В результате конкурентной борьбы происходит снижение величины ставок комиссионного вознаграждения за ведение операций по корреспондентским счетам, повышаются проценты на кредитовый остаток. В настоящее время большинство банков не взимают комиссии за операции по корреспондентским счетам. Повышая проценты на кредитовые остатки по счетам банки снижают маржу, получаемую от активных операций, проводимых за счет ресурсов на корреспондентских счетах. Проценты по остаткам в настоящее время уже практически достигли максимального уровня. Дальнейшее повышение процентных ставок влечет за собой, либо увеличение объемов вложений в высокодоходные, но рискованные операции, либо использование большей части остатков в качестве кредитных ресурсов, что, в свою очередь, повышает риск ликвидности.

Таким образом, ценовая конкуренция на межбанковском рынке расчетных услуг постепенно уходит в прошлое. На первый план выходит повышение качества проведения расчетных операций, расширение спектра предоставляемых услуг.

Расчеты являются важнейшей функцией банков во всех странах, что отличает их от других финансовых учреждений. Именно в этой сфере Инкомбанк стал лидером среди российских коммерческих банков как по международным расчетам, так и по расчетам внутри России и стран СНГ. Рассмотри на примере этого банка, что позволило ему выйти на лидирующие позиции среди российских банков именно в этой сфере банковских услуг.

Для качественного обеспечения расчетов Инкомбанк впервые в России построил по международным стандартам здание собственного Расчетного Центра. Расчетный Центр объединил основные подразделения банка, связанные с организацией расчетных операции. Создание Расчетного Центра позволило улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить оперативное решение вопросов наших клиентов.

Содержание раздела