Рынок первого типа свободен от







Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.
Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими “правил игры” этот тип рынка получил нелестные названия - “дикий”, “блошиный”, “нецивилизованный”.
Второй тип рынка - нелегальный - близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т. п.). Нелегальным является и черный рынок.
На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).
Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта - стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере;
на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий;
предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями;
сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
Рынок третьего типа - регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.
Прежде всего важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков - 100%.
Ко второй половине XX столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т. п.). Например, в США насчитывается свыше 380 тыс. фирм оптовой торговли и 1500 тыс. фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.
Примечательно, что лауреат Нобелевской премии Морис Алле (Франция) ввел понятие “экономика рынков”, подчеркнув, что в ней строго соблюдаются определенные правила. М. Алле пришел к выводу: “Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и политического попустительства...
Реальность состоит в том, что экономика рынков неотделима от институциональных рамок, в которых она работает.







Содержание раздела