Например, если рассматривать рыночное поведение покупателей, то становится очевидной следующая закономерная связь. Влияние этих людей на цену покупок во многом определяется личными оценками полезности и ценности приобретаемых благ. Решающую роль здесь играет психология людей, которые соизмеряют в каждом конкретном случае субъективную полезность благ со степень удовлетворения своих потребностей.
При свободном выборе производственных решений и их осуществлении люди поступают во многом в соответствии со своим экономическим сознанием и интересами. В условиях рынка в их хозяйственном поведении проявляются определенные психологические законы. В частности, такие законы действуют в процессе распределения доходов населения на потребление и накопление.
Пожалуй, было бы неправильно рассматривать два рода законов как совершенно несовместимых друг с другом, ибо объективные законы производства действуют не чисто автоматически. Объективная необходимость прокладывает себе путь через сознательную деятельность людей. При этом одни из них понимают, куда ведет неизбежная последовательность хозяйственных процессов, и действуют в том же направлении. Другие субъекты не только не осознают хода развития производства, но и противодействуют ему, руководствуясь личными мотивами и интересами. В итоге в отличие от законов природы (таких, например, как закон всемирного тяготения) объективные экономические законы проявляются в поведении людей в ослабленном виде - как более или менее устойчивые тенденции, выражающие общую направленность движения экономики. Как можно будет убедиться в последующих темах курса, общество способно существенно влиять на ход и темпы такого развития.
Стало быть, чтобы всесторонне изучать долгосрочные тенденции хозяйственной деятельности, экономическая теория призвана познать и объективные, и субъективно-психологические законы. Чтобы выполнить такую задачу, необходимо плодотворно владеть методами научного исследования.