Образование нормы прибыли торгового бизнеса во многом предопределяется особенностями и экономической ролью торгового капитала.
Особенности торгового капитала
Еще в эпоху классического капитализма возникли два вида предпринимательства: бизнес в производстве и бизнес в сфере торговли. Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между массовым изготовлением благ, с одной стороны, и продажей оптовых партий изделий в розницу населению - с другой.
Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Они не содержат сеть розничных магазинов, а быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширять производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивается на продаже товаров, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.
Рассмотрим подробнее, как действуют торговые посредники. Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются оптовая и розничная торговля.
Оптовые закупки могут осуществляться в двух вариантах: а) в форме прямых поставок товаров из фирмы-изготовителя в торговое предприятие; б) в виде заключения сделок о поставке продукции на товарной бирже.
Товарная биржа - оптовый рынок, где продаются массовые заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага называются “заменяемыми”, поскольку речь идет не о каких-то совершенно определенных, точно и конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.
Товарная биржа - такое учреждение, где не реализуются сами блага, а лишь заключатся контракты (соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку. При этом продукты продаются: а) по стандартам, в которых дан перечень необходимых признаков (качество, сортность и т. п.) и б) по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).
Биржевые сделки заключаются на куплю-продажу изделий двух видов: а) реального блага (имеющегося в продаже); после заключения контракта продукт поставляется покупателю в обусловленный срок; б) товара, который еще будет произведен (например, пшеница будущего урожая); это так называемые фьючерсные (англ. future - будущее) торговые операции.
Товарные биржи выявляют реальные цены с учетом складывающегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупающие товары оптом (не только торговые, но и промышленные предприятия), всегда следят за биржевыми ценами, которые складываются на национальных и мировых оптовых рынках. Известны, например, биржи в Нью-Йорке (специализируются по хлопку, кофе, сахару, какао и др.), в Чикаго (зерновая биржа).
Торговый капитал доводит изготовленную продукцию до потребителей через розничные магазины. На начальном этапе развития этого капитала в рознице преобладали сравнительно мелкие лавки, магазины и торговые кооперативы (которые закупали изделия у производителей и продавали их членам кооператива или же сбывали на рынке продукцию крестьян и ремесленников). В интересах потребителей получили распространение разные формы торговых операций и предприятий: специализированные и универсальные магазины, посылочная торговля, продажа вещей в кредит. Наряду с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, имеются магазины, где продаются сверхмодные и престижные товары для самых богатых людей. Например, в штате Техас (США) прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок за 500 долл., здесь можно заказать подарок, скажем, слона, и его доставят в нужный срок...
В последние десятилетия в сфере торговли наблюдаются новые процессы, связанные с укрупнением капитала, централизацией предприятий, интеграцией крупного торгового и промышленного бизнеса.
Во-первых, широко развивается франчайзинг - объединение крупной фирмы с множеством мелких торговых предприятий. Последние сбывают продукцию фирмы на определенной территории. Так повсеместно возникают, например, бензоколонки, рестораны и закусочные быстрого обслуживания.
Во-вторых, между торговым и промышленным капиталами устанавливаются тесные связи в форме контрактных соглашений, которые охватывают огромное число участников и формируют целые системы. Контактные системы объединяют крупный, средний и мелкий бизнес. Для последних вхождение в такую систему служит единственным способом выживания в условиях острой конкуренции. В свою очередь, мелкие магазины служат для крупных производителей своеобразными “датчиками” информации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры.
В-третьих, образуются крупнейшие торговые монополии, которые обслуживают сбыт продукции многих промышленных фирм. Скажем, американская торговая компания “Сирд, Робак” продает изделия нескольких тысяч поставщиков по самому широкому ассортименту товаров. Такое обслуживание производственных фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсальными, создать разнообразие благ на рынке и улучшить удовлетворение потребительского спроса.
В итоге возросшая концентрация и централизация торгового капитала усиливает реальное обобществление сферы торговли. Экономическим последствием этого процесса является ускорение оборота капитала и возрастание промышленной прибыли. Одновременно повышается выгодность торгового бизнеса.