По уровню заработной платы США







По уровню заработной платы США долгое время лидировали в западном мире. Теперь новая технологическая революция при­водит ко все большему выравниванию технико-экономических ус­ловий в развитых странах. Повышается стоимость рабочей силы во многих государствах, а также обостряется глобальная кон­куренция между различными странами по степени использова­ния квалифицированной рабочей силы. Примечательно, что в 50-80-х годах на Западе произошло существенное повышение ре­альной заработной платы. Особенно значительно - в 2-3 ра­за - она увеличилась в Великобритании, Франции, Германии, Италии, в 4 раза - в Японии. В результате сократился разрыв в национальных уровнях заработной платы и эти страны приблизи­лись к уровню США или обогнали их.
Вместе с тем видно, что гораздо менее развитые государства очень сильно отстают от западных стран. Этот разрыв объясняется в первую очередь различием в научно-технических и экономи­ческих показателях производства, в уровне квалификации ра­ботников.
Помимо рассмотренных нами социально-воспроизводствен­ных факторов на величину оплаты труды существенно влияют рыночные факторы.
Первый рыночный фактор - спрос и предложение на рынке труда. Величина вознаграждения за труд может изменяться в соответствии с законами спроса и предложения - так, как это изображено (пример условный) на рис. 10.



Рис. 10. Кривые спроса и предложения труда

Когда спрос превышает предложение, цена определенного вида труда повышается выше точки равновесия (Р). Сейчас под воздействием научно-технической революции спрос на высоко­квалифицированных работников не удовлетворяется в полной мере, а это ведет к повышению оплаты труда специалистов со средним и высшим образованием. С другой стороны, спрос на неквалифицированную рабочую силу в большинстве случаев па­дает, что отрицательно сказывается на заработках людей, не обладающих средним уровнем образования. Примечательны такие данные по США. В 1994 г. недельная зарплата юриста составляла 990 долл., инженера-химика- 807, инженера-механика - 766, фармацевта - 748, преподавателя колледжа - 711, экономиста - 704, архитектора - 667, программиста ЭВМ - 606, слесаря-инструментальщика - 593, дипломированной медсестры - 569, преподавателя средней школы - 545, бухгалтера - 522, терапевта - 511, техника-механика -504, водопроводчика - 495 долл. Люди интеллектуального труда с учеными званиями получают в 5 раз больше тех, кто не окончил среднюю школу.







Содержание раздела