В XVIII- XIX вв. единоличный собственник капитала обычно сам возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю деятельность фирмы. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий. Мозговым центром, воздействующим на деятельность гигантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т. п.). Ведущую роль стали играть менеджеры (англ. menege - управлять) - научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений - менеджмент. Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства.
Какими навыками и способностями должен обладать менеджер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индивидуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.
Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.
Одним из проявлений научного характера деятельности менеджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании нового предприятия, когда составляется бизнес-план.
При разработке бизнес-плана тщательно выполняются следующие задачи:
а) оценивается будущее положение на рынке - возможность успешно сбывать новую продукцию;
б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;
в) предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные - у банка);
г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;
д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный займ. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности запланированного дела. В свою очередь, с помощью специалистов банковское учреждение тщательно разбирается с бизнес-планом, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.
На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть рыночной стихии, а, напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.