В постиндустриальной экономике под воздействием научно-технической революции и в результате быстрого развития сферы информационных услуг происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации. При этом увеличение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет прирост численности населения на планете.
В связи с этим процессом перед всеми фирмами возникла сложная проблема: как информационно обеспечить хозяйственную стратегию (экономическое развитие на длительный период) и научные исследования, проводимые на предприятии? Решение этой проблемы, естественно, требует больших затрат, надежных источников и каналов информации, высокого профессионализма работников информационных служб.
Практическим выходом из создавшегося положения является организация службы консалтинга (англ. consulting - консультирование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и новейшую информацию по
определенному кругу вопросов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые службы. А мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся прогнозирования развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.
Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public relations - отношения с общественностью). Предприятия добиваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т. п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуются выставки и ярмарки, публичные выступления и многое другое. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний облик) фирмы.
В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах производства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.