Многие трейдеры с прямым доступом к рынку не подозревают о существовании «топора». Однако присутствие «топора» во многом меняет характер игры на рынке, поэтому вам необходимо знать, что такое «топор», особенности его поведения на рынке, а также о том влиянии, которое он оказывает на ход торгов. Как правило, новички, а нередко и опытные трейдеры игнорируют его действия, чего, конечно же, мы вам делать не рекомендуем. «Топор»... не правда ли. странный термин! Невольно задумаешься, кого и за что называют «топором»? Попробуем разобраться.
Словом «топор» называют маркет-мейкера, который в данное время контролирует большую часть торговли конкретными акциями. В качестве *топора» может выступать любой маркет-мейкер, но редко кто эту роль играет долго. Изменения могут происходить очень быстро — в течение часа, дня или недели.
Маркет-мейкер может стать «топором», например, из-за ордеров институциональных клиентов. Объясню это на примере. Предположим, руководство фонда Fidelity Magellan решило приобрести 400 000 акций компании Microsoft (MSFT). Оно поручает Goldman Sachs (GSCO) купить 200 000 MSFT по цене $72 ровно. В последние несколько дней Microsoft торговался, скажем, в диапазоне от $71 до $73 за акцию, и поэтому Goldman с радостью принимает заказ. Затем с таким же поручением Fidelity обращается к Morgan Stanley (MSCO), и Morgan Stanley тоже с радостью принимает на себя
эти обязательства. Ни Goldman, ни Morgan не подозревают о наличии параллельного приказа. И уж, тем более, не будут раскрывать друг другу приказы своих клиентов. (Надо сказать, что передача другой фирме сведений о наличии ордеров, не говоря уже о таких деталях, как покупатель и цена ордера, является прямым нарушением закона.)
На протяжении сессии оба маркет-мейкера «отрабатывают» заказ, стремясь купить 200 000 акций по цене несколько ниже $72 за акцию. По закону рынка разница в ценах увеличивает доход маркет-мейкера (правда, это подлежит ряду законодательных ограничений). Акции приобретены, и все довольны! Пределы, в которых «топор» может исполнять крупные институциональные заказы без значительного изменения котировок, являются мерилом его мастерства. Маркет-мейкеры стремятся получить институциональный заказ (это выгодно!) и, конечно же, готовы исполнять все желания клиента. Институциональные инвесторы стремятся торговать на рынке предельно скрытно (чтобы получить лучшие цены!), поэтому маркет-мейкеры прилагают все усилия, чтобы не афишировать свои действия. Как правило, для этого используется несколько довольно известных тактических приемов, скрывающих роль маркет-мейкера. В итоге все довольны: и инвесторы, и маркет-мейкеры. Но если вы попались на один из их тактических приемов, вас довольным не назовешь! (Теперь вспомните, что я сказал о том, сколь «просто» интерпретировать экран котировок второго уровня!)