Введение 2


Особый интерес ученых и разработчиков сложных управляющих систем к нейросетевым технологиям, как и к другим технологиям искусственного интеллекта, возник в начале 1980х годов (известный «японский вызов» ), когда остро встала проблема сверхвысокой производительности вычислительных средств.

Приняв этот вызов, многие исследователи обратили внимание на принцип самообучения. Следует отметить краткое, но полное рассмотрение этой проблемы В.В. Игнатущенко .

Благотворное влияние на развитие нейросетевых технологий оказало создание методов параллельной обработки информации .

Необходимо выразить признательность замечательному хирургу, философу и кибернетику Н.М. Амосову , вместе с учениками систематизировавшему подход к созданию средств искусственного интеллекта (ИИ). Этот подход заключается в следующем.

В основе стратегий ИИ лежит понятие парадигмы — взгляда (концептуального представления) на суть проблемы или задачи и принцип ее решения. Рассматривают две парадигмы искусственного интеллекта.

1. Парадигма эксперта предполагает следующие объекты, а также этапы разработки и функционирования системы ИИ:

 формализация знаний — преобразование экспертом проблемного знания в форму, предписанную выбранной моделью представления знаний;

 формирование базы знаний (БЗ)  вложение формализованных знаний в программную систему;

 дедукция — решение задачи логического вывода на основе БЗ.

 

Эта парадигма лежит в основе применения экспертных систем, систем логического вывода, в том числе на языке логического программирования ПРОЛОГ. Считается, что системы на основе этой парадигмы более изучены.

 

Парадигма ученика, включающая следующие положения и последовательность действий:

 обработка наблюдений, изучение опыта частных примеров — формирование базы данных (БД) системы ИИ;

 индуктивное обучение — превращение БД в БЗ на основе обобщения знаний, накопленных в БД, и обоснование процедуры извлечения знаний из БЗ. Это означает, что на основе данных делается вывод об общности той зависимости между объектами, которую мы наблюдаем. Основное внимание здесь уделяется изучению аппроксимирующих, вероятностных и логических механизмов получения общих выводов из частных утверждений. Затем мы можем обосновать, например, достаточность процедуры обобщенной интерполяции (экстраполяции), или процедуры ассоциативного поиска, с помощью которой будем удовлетворять запросы к БЗ;

 дедукция — по обоснованной или предполагаемой процедуре мы выбираем информацию из БЗ по запросу (например, оптимальную стратегию управления по вектору, характеризующему сложившуюся ситуацию).

Исследования в рамках этой парадигмы и ее разработка проведены пока слабо, хотя они лежат в основе построения самообучающихся систем управления (ниже будет приведен замечательный пример самообучающейся системы управления — правила стрельбы в артиллерии).

Чем база знаний, общий и обязательный элемент системы ИИ, отличается от базы данных? Возможностью логического вывода!





Содержание раздела