Печать рукописи 2


Соединение выполнено так, чтобы «захватить» букву, т.е. предусмотреть случайные, обусловленные почерком отклонения буквы от эталона и выявить ее отдельные признаки. Комбинации выявленных признаков, в виде сигналов возбуждения нейронов промежуточного выходного слоя, рассматриваемого в качестве входного слоя второго логического уровня, на выходном слое нейросети определяют распознаваемую букву.

Возможно, что при появлении очередной буквы, письма понадобится процедура разглядывания: увеличение — уменьшение, наклон влево — вправо, до тех пор, пока при некоторой фиксации образа не начнется распознавание. Поэтому в дополнение к попытке «захвата» изображение располагается в «окне просмотра» так, что его центр тяжести совмещается с центром окна. Далее изображение растягивается или сжимается, приобретает наклон влево или вправо так, чтобы получить максимальное соответствие по размеру и углу наклона с эталонами, подававшимися в процессе обучения. Впрочем, вышеуказанные манипуляции могут осуществляться динамически на основе проб в процессе распознавания буквы.

Для выявления всех признаков и их относительного положения «окно просмотра» необходимо разбить на сектора, определяющие понятия слева, справа, вверху, внизу, внизу справа и т.д.

Определенную трудность представляют пропуски и пробелы. Например, как отличить букву с от буквы о? Ведь может возбудиться «полный кружок» последней, только с меньшим значением величины возбуждения.

Необходимо наряду с позитивным изображением элементов букв анализировать их негативное изображение, тогда пустота в соответствии с эталоном будет возбуждать рецепторы, обретет активность. Наличие пустоты так же определяется посредством возбуждения нейронов, как и видимые линии.

Очевидно, что для понимания текста одного лишь распознавания букв недостаточно. Необходимо произвести распознавание слов, включив в работу контекст. Только таким комплексным методом восстанавливается смысл написанного, и это сулит неограниченные возможности развития и совершенствования нейросетевой технологии прочтения.





Содержание раздела