Нейросетевые самообучающиеся системы 2


Пусть мы пользуемся значениями функции у =f(x).

Можно запрограммировать ее вычисление на персональном компьютере, и, при необходимости задавая значение х, запускать программу, получая значение у.

Предположим, та же функция довольно сложна, а ее вычисление — важный элемент алгоритма управления в реальном времени. В таком случае зададим эту функцию таблично, а для ускорения выборки включим в ВС ассоциативную память. Предусмотрим операции, позволяющие производить простейшую интерполяцию, а именно для данного значения х найти наибольшее и наименьшее НЕЙРОСЕТЕВЫЕ САМООБУЧАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ 2 > х. Выбрать для них

В жизни очень часто приходится решать трудно формализуемые задачи, подобно предложенной дядей Рамзаем. Но в результате обучения и приобретения опыта складывающиеся в дальнейшем ситуации оцениваются на «похожесть» и принимается решение.

Как, например, определить, на сколько повернуть рулевое колесо, чтобы остаться на дороге? Ведь первый раз мы въезжали в бордюр! Видимо, в нашем сознании постепенно сложилась и зафиксировалась некая таблица.

Пожалуй, наиболее полно и с точки зрения практики решение задачи самообучения представлено в артиллерии, точнее, в правилах стрельбы.

После занятия огневой позиции подготовка установок для ведения огня занимает много времени. На рассчитанных установках по каждой цели производится пристрелка, когда цель захватывается в широкую вилку, затем по наблюдениям вилка «половинится» до тех пор, пока на середине узкой вилки не переходят на поражение. После стрельбы следует замечательная команда «Стой, записать...», по которой наводчик на щите орудия пишет номер цели и пристрелянные по ней установки. Такая работа проделывается и по фиктивным целям — реперам. Постепенно на данной местности запоминаются пристрелянные установки по многим целям и реперам. Тогда подготовка данных по вновь появляющимся целям резко упрощается, так как сводится к переносу огня от ближайшей цели или репера, т.е. к внесению поправок по дальности и направлению. Доказано, что при этом достаточно сразу назначить захват цели в узкую вилку, что сокращает время пристрелки. Правила стрельбы существуют века, однако вряд ли кто то осознавал, что речь идет о реализации самообучающейся системы, аналога которой не существует.

Для трудно формализуемых задач управления или для увеличения производительности вычислительных средств известно так называемое ситуационное управление, предложенное Д.А. Поспеловым. Оно заключается в том, что для каждого значения вектора, характеризующего сложившуюся ситуацию, известно значение вектора, описывающего то решение, которое следует принять. Если все ситуации отразить невозможно, необходимо задать правило интерполяции (аналог интерполяции, обобщенной интерполяции).





Содержание раздела