Детская психология –СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ




СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 1

Мы все знаем или уж во всяком случае чувствуем, что большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Золушку или Мальчика-с-пальчика, жар-птицу на молодильные яблоки или царевну, серого волка на птичье перышко - и структура сказки, ее сюжет и окончание не изменятся. В сказках неизвестных нам народов, когда мы не можем даже выговорить имена героев, мы часто можем по началу правильно предсказать основные коллизии и развязку. Возникает ощущение, что в сказке важны сказуемые, а не подлежащие и дополнения. У ученых уже лет 100 назад было сильное ощущение, что можно построить модель сказки, некую единую схему всех или хоть большинства сказок. Но было сделано довольно много попыток, прежде чем это удалось.
Первым это сделал русский лингвист Владимир Яковлевич Пропп, и я очень схематично сейчас представлю его результаты. В поисках сказочных инвариантов он создал понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо о того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Далее, он взял далеко не все сказки, а так называемые "волшебные", к тому же "классические". То есть те, которые нам самые родные. Непосредственно он основывался на сотне русских сказок из сборника Афанасьева. И из них он выделил 31 функцию действующих лиц:

Название функции по Проппу: ---- Пример:
1. Отлучка - Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет - "Не заходи только в десятую комнату"; "Не ходи со двора".
3. Нарушение - Побежала Аленушка с подружками, заигралась
4. Выведывание - Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача - "Но царевна все ж милее..."
6. Подвох - Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество - Царевна ест предложенное старухой яблочко
8. Вредительство (или недостача) - Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.
Эти 8 функций образуют подготовительную часть, следующие 3 функции - завязка:
9. Посредничество - "Иди, Марьюшка, братца искать..."
10. Начинающееся противодействие - "Позволь мне, царь, попытать счастья..."
11. Отправка - Царевич отправился в путь
Далее следует основная часть:
12. Первая функция дарителя - Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя - "Ты б меня сперва накормила, напоила...";
14. Получение волшебного средства - Дал старичок Ивану коня; "Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению..."


Содержание раздела