Вспомогательная аксиома № 7


Остерегайтесь заблуждения о существовании корреляции и причинной связи

Есть один старый анекдот о человеке, который ежедневно выходил на перекресток, где размахивал своим оружием и изда­вал странные крики. К нему подходит полицейский и интересует­ся, что, собственно, происходит. «Я отгоняю жирафов», — объяс­няет этот человек. «Но никто и никогда не видел здесь ни одного жирафа», — говорит полицейский. «Значит, я хорошо справляюсь со своей работой, не так ли?» — парирует странный человек.

Характерно, что даже самые здравомыслящие люди иной раз видят причинно-следственную связь там, где ее нет и быть не может. Они ее просто изобретают.

Человеческий мозг настроен на поиск закономерностей. Он с готовностью совершает переход от действительности к фантазии, если это единственный способ получить удовлетворительный ре­зультат. Соответственно, когда два или более события сопутству­ют друг другу, мы начинаем настойчиво искать между ними слож­ные причинные связи, потому что это делает их восприятие более комфортным.

Здесь мы уязвимы, но обычно не придаем этому значения до тех пор, пока не становится слишком поздно. Приведу личный пример. Этот случай имел место много лет назад, задолго до того, как мы с Фрэнком Генри обсуждали будущие аксиомы трейдинга. Я зарабо­тал немного денег, торгуя акциями компаний IBM и Honeywell. Ком­пания Нопеуwеll в те дни занималась производством больших ком-пьютеров и была прямым конкурентом IBM в гораздо большей сте­пени, чем сегодня. Приблизительно 18 месяцев я наблюдал, как цены этих акций часто менялись в противоположных направлени­ях: когда акции Honeywell поднимались в течение нескольких не­дель, акции IBM падали, и наоборот. Я решил сделать, как мне тогда казалось, беспроигрышную ставку: купить акции Honeywell, дож­даться подъема их цены, затем продать их в верхней точке и купить упавшие к тому времени акции IBM, проехаться с ними наверх, про­дать, вновь купить бумаги Honeywell. и так далее.

Пару раз эта схема сработала сносно. Мне бы следовало понять, что это объясняется исключительно выпавшим на мою долю везе­нием, но в те дни я еще не был достаточно умен для этого. Я пола­гал, что моя стратегия работает потому... потому... ну, в общем, я верил в то, что мне удалось установить причинно-следственную связь между наблюдаемыми мною рыночными событиями.

Согласно моей тогдашней теории, многие крупные инвесторы, такие как паевые фонды, страховые компании и богатые част­ные трейдеры, занимаются тем же самым, т. е. переливают ог­ромные денежные капиталы из акций IBM в Honeywell и назад. Когда Honeywell объявляла о выпуске новой привлекательной модели компьютеров или еще о какой-то не менее позитивной новости, все мои гипотетические «жирные коты» распродавали свои запасы акций IBM, чтобы загрузить в свои портфели бума­га Honeywell, и наоборот. Эта лежащая на поверхности гипотеза служила мне объяснением противоположных движений цен ак­ций этих двух компаний.

Была ли она верна? Почти наверняка — нет. Правда, несом­ненно, заключалась в том, что наблюдавшиеся закономерности в ценовых движениях были вызваны случайными и непредска­зуемыми совпадениями. Тот факт, что они несколько раз повто­рились в прошлом, не был и не мог быть убедительным доказа­тельством того, что они обязательно проявятся в будущем. Но в тот момент наличие причинно-следственной связи казалось мне бесспорным фактом, и я продолжал вкладывать в свою схему все больше денег.

Я купил пакет акций Нопеуwell по цене, которая показалась мне достаточно низкой. После чего бумаги и Honeywell, и IBM рухнули вместе, словно пара подстреленных уток. Прежде чем я осознал, что случилось, и наконец избавился от захватившей меня иллю­зии, я потерял примерно 25% своего инвестиционного капитала.





Содержание раздела