Вспомогательная аксиома № 1 Всегда играйте на значительные ставки


«Делайте только такие ставки, которые вы можете по­зволить себе потерять», — гласит старая избитая догма. Вы слы­шите это в Лас-Вегасе, на Уолл-стрит, везде, где люди рискуют своими деньгами, чтобы получить еще больше денег. Вы читаете это в книгах об инвестициях и в советах по управлению финан­сами, которые предлагают публике заурядные инвестиционные консультанты. Этот принцип повторяется повсюду и настолько часто, что вокруг него образовалась аура непреложной истины — точно так же, как вокруг догмы о пользе полного спокойствия.

Но вы должны не принимать данный принцип на веру, а изу­чить его с максимальной осторожностью, прежде чем взять на вооружение. В интерпретации большинства людей этот прин­цип превращается в формулу, которая гарантирует получение разочаровывающих результатов.

Что представляет собой такой размер ставки, который вы мо­жете «позволить себе потерять»? Большинство понимает это как «то количество денег, потеря которых не повредит мне серьезным образом» или «не отразится существенным образом на моем об­щем финансовом благосостоянии».

Иными словами: доллар, или два, или двадцать, а может быть, несколько сотен? Все это те суммы, которые большая часть пред­ставителей среднего класса сочли бы допустимой потерей. И, сле­дуя вышеописанному принципу, то же большинство заключает, что это и есть те суммы, с которыми им позволительно спекули­ровать, если они вообще решаются на спекуляцию.

Но вот что мы получаем в результате?

Если вы ставите на кон $100 и вам удается удвоить эти день­ги, вы все еще бедны. Единственный способ обыграть систему состоит в том, чтобы играть на значительные ставки. Кто не рис­кует, тот не пьет шампанского! Это не значит, что вы должны делать ставки такого размера, что их потеря сделает вас банкро­том. В конце концов, вам еще нужно заплатить за квартиру и накормить детей. Но это означает, что вы должны преодолеть свой страх перед возможностью проиграть.

Если количество денег, которыми вы рискуете, настолько мало, что их потеря не отразится на вашем финансовом состоянии сколько-нибудь существенным образом, то, вероятно, даже при благоприятном развитии событий этот риск не обернется для вас и никакой существенной прибылью. Единственный способ выиг­рать крупную сумму на маленькую ставку — реализовать мизер­ные шансы. Например, вы могли бы купить лотерейный билет за доллар и выиграть по нему миллион. Об этом приятно помечтать долгими зимними вечерами, но шансы, играющие в этом случае против вас, обескураживающе высоки.

Начиная обучаться спекулятивной игре, вы должны быть го­товы к не самым большим, но все же чувствительным потерям. Делайте ставки такого размера, чтобы волноваться об их судьбе, но не слишком сильно.

Возможно, вы захотите начать с малого, а затем, по мере приоб­ретения опыта и веры в свои силы, увеличить дозу беспокойства. Каждый спекулянт нащупывает собственный допустимый уро­вень риска. Некоторые, такие как Джесси Ливермор, делают на­столько смелые ставки, что могут разориться с огромной скоро­стью (Ливермор прошел через это аж четыре раза). Взятый им уровень риска был настолько высок, что это пугало даже самых опытных спекулянтов. Фрэнк Генри имел обыкновение изучать азартные сделки Ливермора, и они часто ошеломляли его. «Этот человек безумен!» — говорил Фрэнк Генри. Собственный его уро­вень риска был ниже. Как-то раз он подсчитал, что если бы в ре­зультате какого-то масштабного катаклизма все его спекулятив­ные позиции пошли прахом, то это бы стоило ему половины всего капитала.

Иными словами, он потерял бы ровно столько же, сколько сберег. Именно на таком уровне он расположил планку своего беспокойства.

Еще одним апологетом игры на значительные ставки был нефтя­ной магнат Пол Гетти. Его история весьма поучительна. Большин­ство людей считают, что он унаследовал свое огромное состояние или, по крайней мере, начальный капитал от отца. Однако факты это опровергают. Всю свою громадную кучу денег Пол Гетти зара­ботал самостоятельно, причем начинал он как обычный спекулянт средней руки, такой же, как вы или я.

Его жутко раздражал тот факт, что люди думают о нем как о счастливчике, которому богатая жизнь преподнесена на блюдеч­ке с голубой каемочкой. «С чего они это взяли?» — сердито кри­чал он однажды в моем присутствии. (Мы встретились с ним в редакции «Плейбоя». Он был акционером компании — учредите­ля этого журнала, в котором он несколько лет работал в качестве бизнес-редактора и для которого написал в свое время 30-40 ста­тей. Это было его способом расслабиться в тот период, когда он еще не был финансовым магнатом.)





Содержание раздела