Избегайте долгосрочных инвестиций
Один из руководителей Swiss Bank Corporation — alma mater Фрэнка Генри — рассказал мне грустную историю долгосрочного инвестора по имени Паула, которая потерпела на этом поприще сокрушительное поражение.
Она начала свою трудовую деятельность в качестве рабочей на конвейерной линии автомобильной компании Ford. Пользуясь тем, что компания щедро финансировала образовательные программы для своих служащих, она постепенно добралась по карьерной лестнице до должности менеджера. Попутно она накопила несколько тысяч обыкновенных акций компании Ford. Ее муж умер, когда ей было около 55 лет, оставив ее единоличным владельцем большого дома в детройтском пригороде и коттеджа во Флориде, которые теперь ей были уже не нужны. Она решила продать их оба, уйти на досрочную пенсию, вложить все имеющиеся средства в акции Ford и счастливо жить на дивиденды.
Это было в конце 1970-х гг. В то время Ford выплачивал в виде дивидендов $2,60 на акцию. Объединенный пакет уже имевшихся и вновь купленных Паулой бумаг включал в себя около 20 тыс. акций. Приходящаяся на них сумма дивидендов составляла приблизительно $52 тыс. в год. Этот инвестиционный доход подлежал налогообложению, но и оставшихся после уплаты налога денег, при добавлении к ним небольшой пенсии, вполне хватало на то, чтобы сделать жизнь Паулы финансово безопасной и комфортной.
Ее брокер, тоже женщина, звонила ей несколько раз, чтобы предупредить о том, что в автомобильной промышленности, кажется, назревают проблемы. Она говорила, что, возможно, правильнее продать акции Ford прежде, чем цена упадет. И если Паулу интересует в первую очередь дивидендный доход, то почему бы ей не рассмотреть возможность покупки акций сервисных компаний? Эти компании традиционно направляют на выплату дивидендов значительную долю своего дохода. Цена их акций остается почти неизменной, зато урожаи дивидендов обычно приносят 9-15% дохода, что в 2-3 раза выше, чем у других компаний.
Но Паула ответила, что предпочитает держать акции Ford. Она знала компанию много лет, доверяла ей и чувствовала себя комфортно именно с этими бумагами. Что касается возможного снижения курса акций, она посчитала, что это ее никоим образом не касается. Для нее это было долгосрочной инвестицией.
Она не имела никаких планов продавать свой пакет в обозримом будущем. Она вообще обращала внимание на публикуемый в газетах курс этих акций не чаще одного раза в год. Несколько пунктов вверх, несколько пунктов вниз — какая разница? Она была выше этого. Все, что она хотела получить от своих акций, — это чеки с приятной суммой ежеквартальных дивидендов. Она ответила брокеру, что хотела бы просто запереть свои акции в депозитарии и забыть о них.
В 1980 г. компания Ford снизила размер своих дивидендов на акцию с $2,60 в год до $1,73. Доход Паулы соответственно понизился до $34 600.
Как мы уже отмечали ранее в другом контексте, неприятности автопромышленности в 1980 г. нарастали как снежный ком, в результате чего акции всех крупных автомобилестроителей, включая Ford, испытали серьезное падение. Паула хотела бы остаться в стороне от этого процесса, но это было невозможно.