Вспомогательная аксиома № 14 (3)


 

Спорить с большинством чрезвычайно трудно. Даже если у вас на руках весомые и поддающиеся проверке доказательства вашей правоты. Если же речь идет о дебатах по поводу мнения, справедливость которого невозможно установить, проведя быст­рые измерения или иную точную проверку, то отстаивание соб­ственного мнения часто становится практически нерешаемой задачей. Почти все мнения по вопросам, связанным с инвести­циями, относятся как раз к последней категории.

Насколько я знаю, не существует ни одного метода трениров­ки, который помог бы вам усилить свою способность противо­стоять давлению большинства. Присутствуя на званых обедах, я иногда преднамеренно загоняю себя в позицию меньшинства, вы­ражая вслух некоторое надуманное мнение, которое, как я знаю, явно противоречит мнению абсолютного большинства присут­ствующих. Я говорю: «Ядерная война может быть менее неприят­ной, чем прошлые войны, когда людей рубили мечами», — или какую-нибудь подобную ерунду. Попытка защититься от ярост­ного напора возражающего вам большинства в таком случае, как этот, конечно, стимулирует. Но помогает ли это упражнение про­тивостоять мнению толпы, смеющейся над вашей идеей купить акции погрязшей в проблемах компании Ford, я не знаю.

Вероятно, лучшей защитой против давления большинства яв­ляется простое осознание факта его существования и его при­нуждающей власти. Кажется, трейдеры- новички часто испыты­вают недостаток в понимании этого. Мозг новичка легко может оказаться расколот мнением большинства на крупные куски, а он этого даже не заметит.

Именно поэтому в рыночной толпе, охваченной единым поры­вом, всегда так много новичков. Когда все вокруг говорят о том, что золото должно стать спекулятивным инструментом месяца, когда об этом же пишут все аналитики, новорожденные трейдеры обычно лишь кивают головой и покупают. Это происходит даже в том случае, если цена золота уже противоестественно высока.

Загипнотизированные всеобщим единодушием люди уже не спо­собны на адекватную оценку ситуации. Все мы знаем массу при­меров того, как акции никому не известной компании с ничтожной капитализацией, но ведущей свою деятельность в сфере высоких технологий, вдруг шумно признавались самой «горячей» инвести­цией сезона, и даже после того, как цена этих бумаг взлетала в заоблачные выси, новички продолжали нести свои вклады в этот мыльный пузырь, который затем превращался в воздух.

Новичков нагло доят, пока они продолжают оставаться в не­ведении. Он или она не останавливаются, чтобы спросить себя: «Я принимаю это решение потому, что оно правильное, или по­тому, что большинство говорит, что оно правильное?». Это воп­рос, который наверняка задал бы Декарт. Если бы он собрался вложить капитал в золото или в высокотехнологичные акции, он сделал бы это только на основе собственного анализа, невзи­рая на то, что говорит или делает рыночная толпа.

В своем противостоянии давлению толпы вам, кроме всего про­чего, придется сопротивляться еще и нажиму со стороны брокеров и других лиц, заинтересованных в получении прибыли за счет ва­ших действий на рынке. Эти люди, обслуживающие процесс зак­лючения биржевых сделок и получающие комиссионное вознаг­раждение, имеют собственные интересы в том, чтобы раскручивать те или иные активы независимо от того, насколько они в действи­тельности привлекательны и насколько уже высока их рыночная цена. Если вы активный спекулянт, вы наверняка получаете массу разнообразных сообщений, призывающих вас покупать определен­ные ценные бумаги невзирая на то, как относится к этой покупке рыночное большинство.





Содержание раздела