Никогда не следуйте чужим прихотям. Часто наилучшее время для покупки наступает тогда, когда никто другой этого не хочет
Пресс, который представляет собой мнение большинства, особенно неприятен, когда он давит на нас в вопросах о том, куда и когда нам следует вкладывать капитал. Этот напор общественного мнения настолько силен, что ему часто поддаются даже умудренные опытом трейдеры, получая в итоге посредственные результаты.
Возьмите фондовый рынок. Когда наступает лучшее время для покупки акций? Когда цены находятся на низком уровне, конечно. А когда наилучшее время для продажи? Естественно, когда цена поднимается высоко. Дети изучают это в школьной программе по экономике, но даже если бы никто их этому не учил, они бы и так это поняли.
Но вот чему не учат в школе, так это тому, что эту, на первый взгляд очень простую, формулу удивительно трудно применять на практике. В первую очередь потому, что она требует, чтобы трейдер в момент совершения сделки действовал против преобладающего на тот момент консенсусного мнения рыночного общества.
Как правило, цена акций — или любого другого ликвидного актива — падает тогда, когда значительное число участников рынка начинают полагать, что покупать эти бумаги не стоит. Чем более слабыми они их считают, тем ниже опускается цена. Следовательно, возникает парадокс, о котором не рассказывают в школе: лучший момент для покупки наступает тогда, когда большинство людей считает покупку бесперспективной.
Аналогичная ситуация с выбором лучшего момента для продажи. Цена акций повышается, когда появляется большое число покупателей; когда все вокруг тянут к ним руки и кричат: «Дайте мне!». Именно в этот момент вы должны спокойно выйти им навстречу и ответить: «Да с удовольствием!».
Давайте рассмотрим конкретный пример. В начале 1980-х гг. автомобильная промышленность под гнетом свалившихся на нее неприятностей «погрузилась в болото». Эти неприятности, по общему мнению, были весьма серьезны и труднопреодолимы. Весь Детройт, вглядываясь в будущее, видел только темную пропасть. Все только и говорили о прокатившейся волне банкротств автопроизводителей и продавцов. Заводы закрывались один за другим. Тысячи рабочих оказались выброшены на улицу и лишены источников существования. В отчаянном усилии сохранить свои оборотные финансовые средства могущественная GM с 1979 по 1981 г. вдвое сократила размер выплачиваемых дивидендов, а компания Ford в следующем году вообще отказалась от их выплаты.
По мнению большинства, начиная от членов союза авто промышленников Детройта и заканчивая обитателями Уолл-стрит, автомобильная промышленность оказалась в глубокой клоаке, из которой не собиралась выбираться еще долгое время. «Любой, кто покупает сейчас акции автомобильных компаний, должен обратиться к психиатру», — утверждало большинство. Никому не нужные акции упали «ниже плинтуса». В 1981-1982 гг. вы могли купить обыкновенные акции GM по $34 за штуку — в последний раз по этой цене они продавались более чем двадцатью годами ранее, — и многие эксперты предсказывали, что цена пойдет еще ниже. Акции компании Ford в те «неавтомобильные» годы можно было купить по $11.
Но, как показали дальнейшие события, прав оказался как раз тот, кто, проигнорировав мнение большинства, занимался покупкой. Акции GM, продаваемые до середины 1982 г. приблизительно по $34, в 1983 г. стоили уже $80. Акции Ford поднялись в цене более чем в 4 раза — с $11 до $46 с мелочью.