Основная аксиома № 5 О моделях


Ирвинг Фишер, выдающийся профессор экономики из Йельского университета, заработал кучу денег на фондовой бирже. Впечатленные сочетанием в одном человеке безупречных акаде­мических знаний и практического инвестиционного опыта, трей­деры постоянно обращались к нему за советами. «Котировки акций надолго закрепились на достигнутом высоком уровне», — объявил он в сентябре 1929 г., непосредственно перед тем, как рынок постигло худшее крушение за всю историю Уолл-стрит.

Это говорит о том, что каждый раз, когда вы думаете, что держите ситуацию под контролем, вы на самом деле пребываете в опасности.

Опираясь на свои прошлые удачи, Фишер полагал, что ему удалось силой своего ума разгадать тайну рынка. Он думал, что сумел вычленить строгие модели среди рыночного хаоса. Пове­рив в это, он решил, что вполне возможно создать формулы и стратегии, которые позволили бы извлекать из идентификации этих моделей стабильную выгоду. И он считал, что ему удалось разработать такие формулы и стратегии.

Бедный старина Фишер! Судьба была благосклонна к нему не­которое время, но, как оказалось, это был взлет перед падением. В течение ряда лет его идея о возможности упорядочивания ры­ночного хаоса подкреплялась реальными фактами. «Вот видите! — мог сказать Фишер. — Закономерности существуют. Я нашел спо­соб просчитать поведение фондового рынка.»

И вдруг дно ушло у него из-под ног. Цепляясь за иллюзию о существовании рыночных закономерностей, Фишер оказался не готов к тому, что его полоса удачи закончилась. Он и многие из тех инвесторов, кого он ввел в заблуждение своей теорией, по­терпели сокрушительное поражение.

Западня, в которую угодил профессор Фишер в поиске рыноч­ных закономерностей, поймала и продолжает ловить миллионы других инвесторов, спекулянтов и прочих игроков. Она подсте­регает не только участников фондового рынка, но и торговцев предметами искусства, недвижимым имуществом, игроков в кази­но, постоянных участников антикварных аукционов — словом, всех, кто делает денежные ставки. Их стремление отыскать в ха­осе некую систему понятно. В конце концов, что является более упорядоченным, чем деньги? Независимо от того, какая сумато­ха царит в мире, четыре четверти людей думают о том, как зара­ботать лишний доллар. Деньги кажутся абсолютно ясным, раци­ональным, а потому вполне поддающимся системному анализу инструментом. В результате во многих головах созревает мысль: чтобы разбогатеть, достаточно применить рациональный подход и найти формулу.





Содержание раздела