Об оптимизме и пессимизме 2


Конечно, время от времени надежды любителя оправдывают­ся. Даже малые шансы иногда реализуются. Но дело в том, что любитель полагается на свою удачу слишком часто, чтобы пока­зывать стабильно высокие результаты. В итоге он продолжает ставить свои деньги против теории вероятности, согласно кото­рой, если ваши шансы на выигрыш ниже шансов на проигрыш, вы, скорее всего, проиграете. Профессиональные игроки хоро­шо знают об этом, а также о том, насколько легко оптимистично настроенный любитель поддается на то, чтобы в надежде на уда­чу сделать ставку с плохими картами.

Профессионалы не позволяют чувству оптимизма управлять своей игрой. Единственное, на что они опираются, — это уверен­ность, которая, в свою очередь, порождается конструктивным ис­пользованием пессимизма.

Оптимист, дела которого идут не слишком хорошо, надевает самоуверенную улыбку и говорит: «Ситуация не может быть на­столько плохой, как кажется». Это напоминает лирические песни о неразделенной любви. Тема, безусловно, заслуживающая вни­мания, но она не должна иметь ничего общего с вашей финансо­вой философией.

При игре в покер, равно как и на рынках, где происходит спе­кулятивная торговля, ситуация почти всегда настолько же хоро­ша или плоха, насколько она при этом выглядит. Во многих слу­чаях она даже хуже, чем кажется. По крайней мере, она с равной степенью вероятности может быть как хуже, так и лучше вашей оценки. Вы можете сделать ставку на лучшее, если вам так хо­чется, но в отсутствие какой-либо фактической основы для подобных ожиданий ваш подход следует признать сверх оптимистич­ным. Почти всегда наиболее безопасная стратегия состоит в том, чтобы исходить из следующего предположения: если ситуация выглядит плохо, значит, она на самом деле плоха.

 «Никогда не принимайте финансовых решений просто на ос­нове оптимистичных настроений», — гласит девятая аксиома. Вместо этого ищите уверенность, которая основана не на пози­тивных ожиданиях, а на знании того, как вам следует посту­пить, если ситуация ухудшится.

Профессиональный игрок в покер знает, что он будет делать, если у него на руках окажутся плохие карты. Конечно, он наде­ется, что этого не случится, но не позволяет себе опираться на эту надежду, принимая решения. Он входит в игру, будучи готов к тому, чтобы правильно действовать в любой ситуации. Это то, что мы называем конструктивным пессимизмом.

В качестве обратного примера давайте рассмотрим грустную историю молодой супружеской пары, которая считала, что од­них только оптимистических ожиданий вполне достаточно. На­зовем их Сэмом и Джуди. Их историю мне поведала агент по не­движимости из Сан-Франциско.

Сэм и Джуди были довольно типичными представителями молодых городских профессионалов, которых иногда называ­ют «яппи». Сэм работал рекламным агентом, а Джуди врачом-педиатром. Они вынашивали грандиозные планы. Сэм хотел бы однажды открыть собственное рекламное агентство, Джуди планировала заняться частной практикой. Обладая здоровым чувством жадности, они искренне мечтали о том, что в один прекрасный день станут богатыми. Чтобы приблизить это со­бытие, они стали откладывать деньги, которыми могли бы риск­нуть ради получения прибыли.

Даже поначалу им удалось не совершить ни одной ужасной ошибки, что следует признать хорошим результатом, учитывая отсутствие у них торговых навыков. Удача им сопутствовала.

По прошествии нескольких лет они сумели удвоить свою занач­ку, которая в тот момент, когда они поженились, состояла из об­щей суммы их сберегательных счетов, равной приблизительно $12 тыс. Они превратили их в $25 тыс. или около того. На этом их везение закончилось.





Содержание раздела