О риске 6


 

Даже если, паче чаяния, в какой-то момент Ливермор оказывал­ся вне рыночного водоворота, он все равно беспокоился по поводу тех сделок, что планировал совершить на будущей неделе.

Он признал, что мысли о рыночных сделках преследовали его все время, даже во сне. Но тут же добавил, что считает это нор­мальным для себя. «Это моя стезя, — сказал он. — Не думаю, что смог бы получить от жизни хоть половину доставшихся мне на­слаждений, если бы всегда заранее знал, насколько богат я буду завтра.»

Фрэнк Генри запомнил эти слова, повторяя их и десятиле­тия спустя. Они выражают философию основной аксиомы № 1.

К сожалению, Джесси Ливермор не имел в своем распоряжении остальных аксиом, которые могли бы способствовать тому, чтобы его история не закончилась так трагично. Мы еще вернемся к это­му выдающемуся спекулянту на страницах этой книги.

Весь этот разговор о риске и беспокойствах может породить представление о том, что спекулянт постоянно балансирует на краю пропасти. Это не так. Действительно, бывает время, когда вас про­бирает дрожь, но это случается довольно редко и такие периоды не длятся долго. Большую часть времени вы волнуетесь ровно столько, чтобы жизнь не казалась пресной. Степень риска, о кото­рой мы здесь говорим, на самом деле не является экстремальной.

Любые направленные на извлечение прибыли финансовые ма­нипуляции связаны с риском независимо от того, считает ли осу­ществляющий эти манипуляции человек себя спекулянтом или нет. Единственная стратегия, почти защищенная от риска, — раз­местить все ваши деньги на банковских депозитных счетах либо инвестировать в правительственные облигации. Хотя определен­ный риск присутствует даже в этом случае: банки, как известно, иногда терпят банкротство.

Если ваш банк, в котором вы держали деньги, разорится, но при этом он являлся членом страховой системы гарантирования вкла­дов, вы получите свои деньги назад, но лишь после долгой офор­мительской процедуры и без накопленных процентов. Но если в результате общенациональной экономической катастрофы волна банкротств накроет не один, а сразу множество банков, то ника­кая страховая система не будет в состоянии выполнить взятые обязательства. Просто потому, что она тоже подвергнется банк­ротству. Никто не знает, что в подобной ситуации станет с деньга­ми вкладчиков. К счастью, вероятность того, что этот кошмар ста­нет явью, весьма мала. Счет в банке — наименее рискованная из всех инвестиций, доступных вам в этом рискованном мире.

Но по этой же самой причине доход от такой инвестиции так­же является наименьшим.

В погоне за более высокой доходностью мужчины и женщины стали играть со своими деньгами в более рискованные азартные игры. При этом вызывает недоумение тот факт, что они старают­ся тщательно скрывать свои стремления. Они делают вид, что поступают здраво и благоразумно, что они не рискуют. Они не спекулируют, они не упоминают, даже шепотом, этих страшных слов: азартная игра! Как вы могли такое подумать?! Они не спе­кулируют, они — «инвестируют».

В связи с применением основной аксиомы № 1 перед вами мо­жет встать вопрос о предполагаемых различиях между инвестиро­ванием и спекуляцией. Мы, изучая аксиомы трейдинга, предпочи­таем честно называть спекуляции своим именем. Возможно, для кого-то это ассоциируется с призывом ловить призрачные шансы и совершать легкомысленные сделки. Вы можете считать, что быть инвестором предпочтительнее, нежели спекулянтом. «Быть инвес­тором» звучит более безопасно.

Но, по правде говоря, здесь нет никаких различий. Джеральд Лоеб по этому поводу выразился следующим образом: «Любые инвестиции представляют собой спекуляции. Единственное раз­личие заключается в том, что некоторые люди согласны с этим утверждением, а другие нет».

Это похоже на поиск различий между завтраком и легким зав­траком. В любом случае вы получаете тот же самый бутерброд. Вся разница лишь во впечатлении, которое вы или кто-то дру­гой желает создать.

Люди, предлагающие вам рекомендации в области управления финансами, почти всегда называют себя «инвестиционными», а не «спекулятивными» консультантами. Это выглядит более се­рьезно и внушительно (а заодно помогает брать с вас больше ко­миссионных). Информационные бюллетени и деловые журна­лы, посвященные описанию различных биржевых рынков, почти всегда именуются «инвестиционными» изданиями. Но, несмот­ря на это, все они (как и аксиомы трейдинга) имеют дело с миром спекуляций. Просто они не любят говорить об этом.





Содержание раздела